- 10 мая 2023
- 14:26
Охотники коренных малочисленных народов теперь отнесены к особой категории. Они занимаются промыслом, чтобы прокормить семью, поэтому норма для них стала сопоставима с потребностью. Например, добывать пушнину они смогут без ограничений. На этой неделе первые охотничьи билеты нового образца были выданы первым представителям кумандинского народа.
Основа жизни
Для кого-то охота это развлечение, возможность увидеться со старыми друзьями, отдохнуть на природе. Для других это спорт, азарт. Но для некоторых промысел все еще остается неотъемлемой частью существования. В большей степени это относится к коренным малочисленным народам, которые сохранили свою культуру и традиции.
В Алтайском крае лишь один коренной народ считается малочисленным – кумандинцы. Они проживают в Красногорском, Солтонском и Бийском районах. По данным последней переписи населения, в регионе осталось чуть больше тысячи представителей этой народности, и лишь малая их часть ведет традиционный образ жизни. Охота – один из важнейших элементов их быта.
В старину из поколения в поколение передавались охотничьи обряды. Например, перед выходом на промысел мужчины просили милости у духов леса и воды, чтобы те послали им мясо и рыбу. Занимались промыслом кумандинцы коллективно. Мужчины уходили в тайгу на месяц или два и, если духи благоволили, запасались мясом и пушниной. Самой ценной добычей считался лось. Его мяса могло хватить на целый месяц, а из рогов делали лыжи для зимних вылазок за зверем.
Сейчас отцы рассказывают детям, что был у предков обычай, когда молодого парня отправляли с топориком и рогатиной на косолапого. И, только победив хозяина тайги, юноши становились мужчинами.
– Про медведей есть много легенд, охотничьих баек, – рассказывает председатель Объединения кумандинцев Алтая Виталий Тебереков. – В старину говорили, что у хозяина очень острый слух. И если кто-то хвалился добычей перед другими охотниками у костра, хвастался силой и отвагой, медведь это услышит и обязательно встретит смельчака на тропе. Но некоторые специально искали встречи с тайдаком. Зверь точит когти о деревья. И чтобы бросить вызов косолапому, нужно сделать зарубки выше, чем оставил их он.
Современно и традиционно
Конечно, сейчас многие представители коренных народов используют современное оружие и на медведя с ножом уже никто не ходит. Только с ружьем. Но не забывают и о традиционных методах.
– Чтобы поймать соболя, мужики расставляют на тропках деревянные капканчики. Мастерят их сами. Это коробки с приманкой внутри, – объясняет Тебереков. – Когда зверек заходит внутрь, лапкой касается натянутой веревки, которая держит дверь. Ловушка захлопывается, и охотнику остается только вытащить соболя из деревянной темницы. Этот способ удобен, но за столетия соболь изучил такие приспособления. У него будто в крови это заложено – он в жизни капканчики не видел, а уже осторожно к ним относится. Что-то ему подсказывает, что забегать в них опасно. А бывает, буйный попадется зверь. Сначала приманку съест, потом коробку разворотит и, довольный, убежит!
Это вам не в зоопарк прийти, где животные перед тобой выстроились в ряд. Здесь нужно потратить много сил, иметь опыт. И удача обязательно должна сопутствовать, без нее и опытный следопыт может вернуться домой ни с чем.
– Лис в наших краях много, зайцев – это основные трофеи на охоте. А бывает, что неделю бродишь и некого даже на мушку взять, – делится житель Красногорского района Герман Тебереков. – Иной раз думаешь: может, к духам обратиться, как деды наши делали? Однажды купил лицензию на лося, она тогда стоила не так дорого. Но добыть сохатого не вышло. Выследил, бегал за ним, но упустил. Так и сдал пустую путевку.
Мужчина рассказал, что вырос в тайге. Охотиться начинал еще в школьном возрасте. Лет в 16 собрал по частям первую одностволку, покупал отдельно ствол и приклад. После этого начал выходить на промысел в одиночку. «Тогда проще все было. Не требовали лицензии на оружие, сейф не нужен был. Ружье просто висело на стене», – вспоминает Герман Тебереков.
Сегодня кумандинцы охотятся по общим правилам. Этот народ с уважением относится и к природе, и к порядкам. В общине даже есть книга учета, где отмечается вся добыча. При этом когда наступает время размножения зверя, сезон охоты в крае закрывается, приостанавливается и промысел.
Особое отношение
Сейчас законы страны разделяют охоту на несколько видов. Спортивно-любительская, которой увлекается большая часть приверженцев активного отдыха; промышленная – ею занимаются предприятия. А теперь в особую категорию вынесена и охота, обеспечивающая традиционный образ жизни. Ею могут заниматься коренные народы, для которых промысел – основа существования.
– На этой неделе мы впервые вручили охотничьи билеты единого федерального образца представителям кумандинского народа, – комментирует заместитель министра природных ресурсов и экологии Алтайского края Максим Катернюк. – Законодательством особое отношение к охотникам из коренных народов было предусмотрено уже порядка десяти лет, но разногласия в подзаконных актах на уровне Федерации не давали сдвинуться с места. Сейчас противоречия удалось урегулировать. На первом этапе документ получили 11 человек.
При этом на пушнину кумандинцы смогут охотиться без ограничений. Квота на других зверей будет выдаваться исходя из численности народа в том или ином районе.
– До получения уникальных охотбилетов ситуация была мучительной, – признается Виталий Тебереков. – Приходилось стоять в очередях, покупать путевки. В большинстве случаев моим братьям квоты не доставались. А для нас лесной зверь – это исконное питание… Некоторые только им семью и кормят. Мы оформляли разрешение на коллективную охоту, выходили всей общиной на одну косулю. Старались поймать особь побольше, чтобы ее хватило хотя бы на месяц.
В выданном охотбилете прописано, что представитель коренного народа может свободно охотиться, без каких-либо разрешений и квот. Объемы зависят только от потребностей, но продавать добычу запрещено. Разумеется, это не значит, что при получении билета кумандинец может идти и отстреливать всю дичь без разбора. Дело в том, что в Алтайском крае пока нет зоны, где могут свободно охотиться представители малых народов. «Когда она появится, станет гораздо проще. А пока для добычи некоторых видов все еще придется покупать разрешение», – подчеркнул Катернюк.
Необходимость покупать квоты делает даже народную охоту очень дорогостоящей. Мало того, что растут цены на оружие и патроны, так еще нужно выложить 50 тысяч рублей для добычи того же сохатого. Но проблема даже не в цене. Община может скинуться на путевку, чтобы мужики сходили на лося и несколько месяцев все семьи были сыты. Но квоты, выделяемые на район, нередко распределялись по «приближенным», и даже за деньги получить разрешение было непросто. Какие уж там коренные народы! «Хотелось бы, чтобы сейчас все стало иначе», – надеется Герман Тебереков.
– Я начал охотиться лет с десяти. У меня отец был охотником, он многому меня научил, как его научил дед. В пять лет он уже объяснял мне, как чистить и заряжать ружье. Когда я стал чуть старше – учил выделке, – делится председатель Объединения кумандинцев Алтая. – У меня сын еще учится в школе, но на промысел уже ходит со мной. Он член нашей общины, всегда с нами рядом, стараюсь передать ему свой опыт и знания. А он передаст мудрость моим внукам. И традиции наши будут жить еще долго, особенно когда право на традиционный образ жизни закрепляется законом.
Источник: Алтайская правда
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!