- 15 марта 2023
- 11:52
Долганский обряд дарение Кяхи для новой семьи. г. Дудинка. Автор фото Р.Ю. Перов снимок предоставлен КГБУК ТДНТ.
В регионах России снова стали играть традиционные свадьбы.
Национальные свадьбы возвращаются. Влюбленные начинают проводить церемонии по канонам своих народов, вместо стандартных банкетов с дискотеками они участвуют в обрядах. Платья-торты сменяют традиционные праздничные костюмы, на смену конкурсам от тамады приходят спортивные состязания и экскурсии в этнографические музеи. В рубрике «Объективно о важном» обсуждаем, насколько популярно это явление и как организовать свадьбу по традиции.
Свадьба с гонками
В начале марта на Дне оленевода в Тарко-Сале в ЯНАО сыграли свадьбу Владимир Пяк и Анна Айваседо. Анна со стойбища Военто, Пяк – из ханымейской тундры.
– Мы познакомились на Дне оленевода в Кар-Нате, через год сделал предложение в Ханымее на Дне оленевода, а через полгода мы решили расписаться на Дне оленевода в Тарко-Сале, – рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» Владимир Пяк.
Владимир Пяк и Анна Айваседо. Фото пресс-службы Пуровского муниципального района ЯНАО.
Влюбленные совместили приятное с полезным – на День оленевода в Тарко-Сале съехались их родственники с самых отдаленных стойбищ и у всех была возможность лично поздравить молодых.
В День оленевода в Тарко-Сале традиционно проводятся спортивные соревнования, включая гонки на оленьих упряжках. А на ненецких свадьбах состязания – это один из главных элементов. Таким образом, приурочив свой личный праздник ко Дню оленевода, молодые смогли изящно отдать дань традиции.
Ненецкие свадьбы этнографы описали еще в XIX веке. Свадьба начинается со сватовства и выкупа невесты. Девушку из чума забирал свадебный аргиш, состоящий из празднично оформленных оленьих упряжек. Все это должно было показать, что жених материально обеспечен. По прибытии к чуму невесты ее родня оленьи упряжки ловила на ходу. На следующий день невеста садилась в запряженные нарты, и, когда упряжка приходила в движение, родственники должны были попытаться забрать девушку обратно.
Сейчас такие элементы на ненецких свадьбах не встречаются. Останавливать оленью упряжку на полном ходу попросту опасно.
Гонки на оленьих упряжках на День Оленевода в Тарко-Сале_Фото пресс-службы Пуровского муниципального района ЯНАО.
Этнограф и фотограф Денис Князев в своей книге «Ненецкая свадьба» указывал, что одним из главных блюд, которые на свадьбе должны были съесть жених с невестой, были язык и сердце оленя. А возле входа в чум наливали жертвенной крови, ее должно было быть столько, чтобы образовалась лужица. Невесте нужно было, выходя из чума, через нее перешагнуть. Считалось, что таким образом можно отвадить злых духов.
Этнограф вместо тамады
На Таймыре главными генераторами идей для традиционной свадьбы являются… ученые. Вот уже несколько лет в Таймырском Доме народного творчества женихам и невестам предлагают провести свадьбу в национальном стиле. Вариантов множество: можно заказать по отдельности обряды, мастер-класс, угощение, взять костюмы напрокат, причем праздничные образы есть не только для жениха и невесты, но и для гостей.
Жених долганин и невеста эвенкийка. Дипломная работа студента отделения СКД Таймырский колледж, г. Дудинка. Фото Русских Н.В. снимок предоставлен КГБУК ТДНТ.
На Таймыре проживает пять коренных народов: ненцы, долганы, энцы, нганасаны, эвенки. У каждого из них – свои традиции. Сотрудники Дома народного творчества помогают провести свадьбу по канонам каждого из этих народов. Костюмы, к слову, тоже есть для всех.
Ежегодно сотрудники учреждения участвуют в организации одной-двух свадеб в Дудинке. Они проводятся как в самом Доме народного творчества, так и в этнографическом комплексе «Ойкумена».
– Каждая свадьба получается уникальной, – говорит заведующий отделом ДПИ и ИЗО Таймырского Дома народного творчества Василий Батагай. – К каждому мы находим индивидуальный подход. Например, если жених – ненец, а невеста – долганка, то мы организуем для жениха ненецкие обряды, для невесты – долганские. Бывает, что девушки – представительницы коренных народов, выходят замуж за русских парней. Тогда мы вводим в курс дела жениха, его родственников, рассказываем, что за обряды проводятся, что они означают. Очень радует, что есть такой интерес со стороны в том числе и представителей других национальностей. Ну и нам самим тоже интересно во всем этом участвовать, когда видишь, как трепетно люди относятся к нашей культуре…
Василий Батагай отмечает, что у свадебных традиций всех пяти коренных народов Таймыра есть много общего. Везде процедуре бракосочетания предшествует сватовство, везде есть обряд очищения. Мероприятия проводятся в чуме или на улице. Все это позволяет организовать «микс», когда у невесты обряды одного народа, у жениха – другого.
Такую свадьбу с кондачка не проведешь. Перед церемонией организуются репетиции с женихом, невестой и родственниками. Также заранее ведется примерка костюмов. Некоторые наряды даже можно подогнать по фигуре. По словам Василия Батагая, самый красочный обряд церемонии – это одевание невесты. Ей заплетают косы, надевают традиционный костюм замужней женщины. С этого момента ее статус меняется. Она переходит из родительского чума в дом жениха.
Долганский обряд одевания невесты. Дипломная работа студента СКД Таймырский колледж, г. Дудинка, фото Русских Н.В. снимок предоставлен КГБУК ТДНТ.
У Таймырского Дома народного творчества есть и опыт сотрудничества с телешоу. Несколько лет назад программа «Свадебный генерал» на телеканале «Мир» снимала нганасанскую и долганскую свадьбы, сотрудники помогали с подготовкой. Также в Доме народного творчества сотрудничают с этнографами, изучающими свадебные обряды, с блогерами, ведущими фотопроекты о национальных свадьбах. Продолжается также работа по изучению обрядов.
– Иногда новые данные привозим из экспедиций, из этнографических поездок. Бывает, какие-то материалы находим в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга или Красноярска, – рассказывает Василий Батагай.
В Таймырский Дом народного творчества периодически обращаются молодые ученые, студенты и школьники, которые решают написать исследовательскую работу о национальной свадьбе. Василий Батагай говорит, что в учреждении сотрудничают со всеми, никому не отказывают. Но главное, нередко в Таймырский дом народного творчества звонят и пишут юноши и девушки из отдаленных поселков. Они хотят сыграть национальную свадьбу у себя дома и обращаются за консультацией.
– Очень приятно, что такие запросы к нам поступают, – говорит Василий Батагай. – Мы всегда идем навстречу, рассказываем, присылаем материалы.
Запрос со стороны сельской молодежи вполне объясним. В годы СССР даже в национальных поселках свадьбы часто ограничивались тем, что жениха с невестой расписывали в сельсоветах. Поэтому многим даже не у кого спросить, какая она, национальная свадьба.
Съемка свадебного обряда на реке Косая, г. Дудинка для программы «Свадебный генерал», фото Вараксина А.В. снимок предоставлен КГБУК ТДНТ.
Ленты на счастье
Элементы свадебного обряда проводятся и в Краеведческом экомузее города Пыть-Ях в Югре.
– Молодожены разных национальностей приезжают на территорию Этнографического музея. Музей – одна из достопримечательностей нашего города. Новобрачные устраивают здесь фотосессии, – рассказывает заместитель директора музея Зоя Жавко.
Единственный элемент свадебного обряда, который здесь проводится, это завязывание лент на священное дерево – березу.
Также организуются небольшие театрализованные представления, когда молодых встречают сотрудники в национальной одежде, рассказывают о хантыйских свадебных обрядах и дают напутствия на будущую семейную жизнь.
Организовывать другие элементы свадьбы, к примеру, с переодеванием жениха с невестой в национальные костюмы, в музее пока нет возможности.
– В нашем городе доля коренных жителей составляет менее одного процента. Поэтому свадеб коренных жителей нет, – констатирует Зоя Жавко.
Но даже тот факт, что молодожены в день свадьбы посещают музей, – это позитивный сигнал.
По мнению нашей собеседницы, полностью аутентичная свадьба в хантыйском стиле не будет востребована. Поэтому в музее и решили ограничиться лишь отдельными элементами, но такими, чтобы они одинаково позитивно воспринимались представителями всех культур.
Креатив и идентификация
Свадьбы в традициях коренных народов даже в национальных регионах, даже в местах компактного проживания – это явление редкое. Почему? Главная причина – не все знают, что так можно. Это в голливудских фильмах влюбленные могут пожениться хоть на побережье, хоть во дворце, в российской масскультуре свадьбы зачастую демонстрируют по одному шаблону: загс – кафе – тамада.
Именно поэтому огромная роль в популяризации традиционных национальных свадеб принадлежит различным свадебным реалити-шоу и блогерам, которые показывают, что есть и иные варианты проведения торжества.
Энецкий обряд кормления духа огня для новой семьи на фестивале «Фольклорная классика Таймыра», г. Дудинка, фото Берестецкий В.А., снимок предоставлен снимок предоставлен КГБУК ТДНТ.
Тем не менее, даже единичные свадьбы, проведенные в национальном стиле, – это уже хорошо. Двадцать-тридцать лет назад такого в принципе не было. А сейчас молодожены стараются включить в программу хоть маленький традиционный элемент, кто-то завязывает ленты, кто-то ставит на стол национальное блюдо, кто-то включает во время банкета национальную музыку. С чем это связано?
Доцент кафедры социологии Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат философских наук Валентина Сидорина, автор ряда научных публикаций по свадебным обрядам, считает, что есть две причины.
– На мой взгляд, возвращение к традиционной свадебной обрядности представляет собой, во-первых, часть общего тренда усиления этнической самоидентификации. Сейчас это повсеместное явление (этносамоидентификация). И чем меньше народ, а к северным, как, впрочем, и кавказским народам, это, бесспорно, относится, тем сильнее эта тенденция обозначена. А во-вторых, последние десятилетия молодежи свойственно стремление провести свадебный обряд максимально креативно, необычно, не так, как у других. Эти две тенденции совпали и дали такой эффект, – считает Валентина Сидорина.
***
Возрождение национальных свадебных традиций у молодежи – очень символично. Даже если супруги дальше не живут полностью по канонам предков, это дает надежду на сохранение традиций и устоев в эпоху всеобщей глобализации.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!