- 1 февраля 2023
- 14:51
Метание тынзяна на хорей, фото Федерации северного многоборья России.
В рубрике «Объективно о важном» эксперты обсудили будущее национальных видов спорта.
Национальные виды спорта оказались в непростой ситуации. В глазах общественности им приходится выдерживать конкуренцию с массовыми видами спорта, но «весовые категории» несопоставимы. Виды спорта коренных малочисленных народов по определению остаются локальными. Это накладывает отпечаток на все – начиная от наличия инвентаря и заканчивая вниманием спонсоров к турнирам. О том, чем живут национальные виды спорта, сегодня говорим в рубрике «Объективно о важном».
Этника без разряда
– Есть два разных понятия – этнические виды спорта и национальные, – говорит Максим Ясаков, председатель Федерации национальных видов спорта Кузбасса. – Этнические виды спорта развиваются в местах компактного проживания коренных народов. У нас, у телеутов, к этническим видам спорта относятся, например, владение плеткой камчи, стрельба из лука или набивание ногой тебека – это шкурка с грузом внутри. Национальные виды спорта развиваются не в одном, а в нескольких субъектах, по ним есть федерации, а значит, можно присваивать разряды, проводить межрегиональные соревнования.
Например, есть борьба на поясах куреш, это этнический вид спорта, популярный у шорцев и телеутов. А есть корэш, это тоже борьба на поясах, но немного другая, она развивается в Татарстане, Башкирии, Казахстане, – это уже национальный вид спорта. Принципиальное отличие в том, что человек, решивший плотно заниматься борьбой корэш, может стать кандидатом в мастера спорта, а затем и мастером. Для борьбы куреш, как и для других этнических видов спорта, разряды не предусмотрены.
Борьба куреш, фото из архива Максима Ясакова.
– Отсутствие разрядов, конечно, является сдерживающим фактором для этнических видов спорта, – говорит Максим Ясаков и приводит пример с пауэрлифтингом, поднятием тяжестей. – Изначально это был локальный вид спорта, были энтузиасты, проводились турниры. Но потом появилась федерация, начали присваивать разряды, и спортсменов сразу стало больше. Все-таки людям, которые серьезно занимаются, хочется иметь разряд. Это и на зарплату влияет, если работать в спортивных учреждениях, да и для самооценки важно. Звание кандидата или мастера спорта еще с советских времен – это показатель, что ты чего-то добился.
Разряды вправе присвоить федерации, получившие лицензию в Минспорта России по конкретному виду спорта. Такие федерации – это НКО, существующие по особым и довольно жестким правилам. Чтобы зарегистрировать федерацию нужно, чтобы она имела региональные представительства. Для этнических видов спорта, которые развиваются в отдельных районах одного субъекта, это невыполнимое требование.
В принципе, для тех, кто занимается на любительском уровне, для себя, это не препятствие. Например, в Беловском районе Кемеровской области Максим Ясаков инициировал создание секции по борьбе куреш. Занятия проходят в местном клубе села Беково. Постоянно занимаются 30 человек. Также Ясаков регулярно организует районные и областные чемпионаты, в которых участвуют 70-80 спортсменов. Победители получают медали и кубки.
Также по инициативе Ясакова проходят соревнования и по другим этническим видам спорта. Там своя специфика. Если для борьбы куреш можно использовать такую же форму, как в корэш, то для чемпионата по владению плеткой камчи или набиванию тебека нужно подготовить инвентарь. Тебек или камчи в магазине не купить. Инвентарь Ясаков заказывает у мастеров народных промыслов. Требования к снарядам прописаны в специальной методичке. На чемпионатах используют лишь те, что подходят под требования.
Из-за специфичности инвентаря такие этнические виды спорта оживают лишь на турнирах и национальных праздниках. Организовать постоянно работающие секции пока технически невозможно, соответственно, в этих видах спорта нет как таковых тренировок.
– Та же плетка камчи у нас используется теми, кто ведет традиционный образ жизни. У них каждый день – как тренировка, – говорит Максим Ясаков.
Значки ГТОЖ, фото из архива Максима Ясакова.
Ясаков пытается расширить аудиторию тех, кто принимает участие в соревнованиях по этническим видам спорта. Так, несколько лет назад наш собеседник разработал специальный норматив ГТОЖ – готов к традиционному образу жизни. Он включает в себя стрельбу из лука, приемы владения камчи, набивание тебеком и куреш.
Максим говорит, что этнические виды спорта нуждаются в популяризации и в масштабировании хотя бы на уровень региона.
Северное многоборье для сильных духом
Стоит отметить, что ряд спортивных дисциплин, которые выросли из традиционных занятий коренных народов Севера, еще в тридцатые годы прошлого века были выведены на межрегиональный уровень, тогда появился особый вид спорта – северное многоборье. Сейчас он включает в себя следующие дисциплины: метание топора на дальность, метание тынзяна на хорей, тройной прыжок с отталкиванием двумя ногами, прыжки через нарты, бег с палкой по пересеченной местности.
Северное многоборье включено в Единый календарный план всероссийских спортивных мероприятий Минспорта. Сейчас, например, ведется подготовка к чемпионату и первенству России. Соревнования пройдут в марте 2023 года в Магаданской области, в них примут участие около 200 спортсменов из 12 регионов.
Здесь все как в большом спорте. Можно получить разряды и звание «Мастер спорта», в регионах есть отделения и спортшколы.
– Северное многоборье – идеальный вид спорта для школ в отдаленных поселках, – говорит президент Федерации северного многоборья России Алексей Ворошилов. Например, чтобы заниматься прыжками через нарты, необходима только модель нарт. Далеко не во всех сельских школах в нормальном состоянии спортзалы, так вот, тренироваться можно даже в коридорах.
По северному многоборью Министерством спорта РФ утверждены «Федеральный стандарт спортивной подготовки» и правила, где прописаны требования к спортивному инвентарю и экипировке.
Более динамичному развитию вида спорта на территории РФ препятствует сложная транспортная логистика между регионами Арктической зоны.
Один из ключевых вопросов – трансляции. Сейчас Федерация прорабатывает вопрос по их проведению. На соревнованиях устанавливается несколько видеокамер, которые позволяют посмотреть выступление спортсменов с разных ракурсов. Тестируется технология для просмотра повторов самых зрелищных моментов. Пока трансляции с мероприятий Федерация ведет у себя на сайте и в соцсетях. Ворошилов говорит, что с Федерацией уже связывались представители «Матч.ТВ».
– Они предложили нам организовать трансляцию соревнований. Но тогда еще действовали пандемические ограничения, да и мы в техническом плане были не совсем готовы. Однако в перспективе мы рассматриваем возможность сотрудничества, – отметил Ворошилов.
Тройной прыжок с отталкиванием двумя ногами, фото Федерации северного многоборья России.
Эксперт подчеркивает: при масштабных трансляциях спортивные соревнования превращаются в шоу, и это неплохо. Но для северного многоборья такой формат не совсем подходит. Да, на открытии соревнований участвуют национальные коллективы, проводятся элементы обрядов. Но это не формат, подходящий для масштабных трансляций. В самих соревнованиях элемент зрелищности тоже присутствует, но он не такой, как, например, у олимпийских видов спорта. Идти на поводу у телерейтингов в Федерации не готовы. Ворошилов подчеркивает: у северного многоборья совсем другие цели.
– Главные наши задачи – это поддержание хорошей физической формы и сохранение традиций народов Севера, – говорит Ворошилов.
Эти цели заставляют по-другому посмотреть и на сами занятия. Ворошилов отмечает, что северное многоборье нельзя рассматривать через призму спорта высоких достижений.
– У нас, конечно, тоже бывают впечатляющие рекорды, но мы не должны выжимать из спортсменов все соки. «Занимаясь северным многоборьем, люди должны становиться гармонично развитой личностью», – говорит Алексей Ворошилов.
Гонка за гонкой
Одним из главных видов спортивных соревнований на Севере являются гонки на оленьих упряжках. Их можно отнести к этническому спорту, но весьма условно. Здесь нет тренировок, федераций, спортсменов. Участвуют в гонках оленеводы.
Главная гонка Ненецкого автономного округа называется «Сямянхат мерета», что в переводе значит «Самый быстрый». Гонка приурочена ко Дню оленя, проводится в марте в Нарьян-Маре.
Сямянхат мерета», фото пресс-службы администрации НАО
– Трасса длиной полтора километра прокладывается в районе реки Качгортинская Курья. Организуется два заезда – для мужчин и для женщин. Особых требований к участникам нет, главное, чтобы они были старше 18 лет и работали оленеводами, – говорит Алексей Филиппов, главный консультант сектора физической культуры и спорта Департамента образования, культуры и спорта НАО.
Каждый год в гонке участвуют 50-80 человек. Звезд, которые на каждом соревновании одерживали бы безоговорочную победу, нет.
– Во-первых, есть конкуренция. Оленеводы едут подготовленные, они все прекрасно владеют оленьей упряжкой. Во-вторых, в гонках очень многое зависит не от каюра, а от самих оленей, – говорит Филиппов.
На гонке солидные призы. Победитель получает 500 тысяч рублей. Такая сумма служит серьезным стимулом для оленеводов, поэтому они с готовностью заявляются на участие в соревновании.
На Чукотке есть две гонки на оленьих упряжках – «Эракор» и «Ръилет». Они проводятся за счет грантовых средств Фонда социального развития «Купол». Есть гонки на Ямале, в Якутии, Мурманской области, Коми, в общем, во всех оленеводческих регионах. Но межрегиональные соревнования технически невозможны – с отдаленных территорий упряжки в какой-то один субъект просто не привести. Хотя гонки являются локальными мероприятиями, они проводятся с размахом: зрителей много, какой бы ни была погода, обязательно выступают фольклорные коллективы, у участников берут интервью местные телеканалы, а сама гонка на несколько дней становится главной темой на местных сайтах и в пабликах.
Сейчас в тундре оленеводы чаще перемещаются не на оленьих упряжках, а на снегоходах. В Нарьян-Маре есть гонка и для снегоходов, называется она «Буран-Дей». В ней тоже часто участвуют оленеводы и рыбаки, они борются за солидный денежный приз.
Гонки на снегоходах – это официальный вид спорта и чисто теоретически «Буран-Дей» мог бы собирать профессиональных гонщиков со всей России, привлекать болельщиков из других регионов. Также гонка могла бы быть стартом в спортивной карьере и для спортсменов из округа. Но ничего этого нет, «Буран-Дей» – обособленное мероприятие, рассчитанное на внутреннюю аудиторию.
Фестиваль «Буран-Дей», фото пресс-службы администрации НАО
Как рассказал «КМНСОЮЗ-NEWS» Антон Кисляков, который занимался промокампанией «Буран-Дея», чтобы в гонке участвовали профессиональные спортсмены, в том числе и из других регионов, она должна входить в единый календарь Федерации мотоциклетного спорта России. Кроме того, необходима профессиональная команда, которой пока нет, несмотря на то, что снегоходы в регионе – довольно популярный вид транспорта.
В мотоспорт, как и в любой другой, люди, как правило, приходят в детстве. Но в округе отсутствует снегоходная школа, детских соревнований, да и трассы для тренировок тоже нет.
Таким образом, в одном из самых снежных регионов страны гонки на снегоходах – это, скорее, локальное мероприятие, раз в год собирающее любителей.
Детские победы
Будущее любого вида спорта – это дети. Без детских секций и занятий на уроках виды спорта не получат своего развития.
Автор фото Игорь Ермаков
Этническим и национальным видам спорта в этом плане сложнее всего. Многие дисциплины рассчитаны только на взрослых. Да, в тундре дети катаются на оленьих упряжках, но потом они отправляются в интернаты и там проводят всю зиму. Если во взрослом возрасте юноши и девушки выбирают путь оленеводов, то они чаще используют снегоходы. Но уходить в профессиональный спорт им мешает отсутствие инфраструктуры для тренировок и занятий.
Осваивать с детства виды спорта, не связанные с животными или техникой, можно где угодно, хоть в городе. Но здесь национальные и этнические виды спорта вступают в жесткую конкуренцию с олимпийскими дисциплинами. Выбирая секцию для ребенка, родители часто отдают предпочтение тем видам спорта, которые они видели в телетрансляциях.
В этом плане северному многоборью проще, чем местным этническим видам спорта. Северное многоборье все-таки давно вышло на межрегиональный уровень в отличие от дисциплин, которые остаются локальными. Это понятный для мам и пап вид спорта, они видят, что спортсмены ездят на соревнования, получают разряды, выигрывают кубки. Однако в северное многоборье включены далеко не все традиционные виды спорта. Да это и невозможно.
Но в то же время нельзя не признать, что многие этнические виды спорта уже утрачены. Например, нет больше национальной нанайской борьбы, а в свое время это было полноценное единоборство, которым владели все нанайские мужчины.
Национальные и этнические виды спорта способны познакомить детей с традициями их народов. Просветительская составляющая в таких дисциплинах колоссальна, и она, отмечают эксперты, нуждается в популяризации.
Автор фото Александра Кустышева
А еще в отличие от олимпийских видов, где во главу угла ставится результат, в этноспорте упор делается на сам процесс и на его этическую составляющую. На чемпионатах по национальным и этническим видам спорта не бывает подковерной борьбы, интриг, здесь участники из разных команд – добрые друзья. И это тоже важная составляющая. Вместе с сохранением традиционных видов занятий национальный и этнический спорт несут с собой этические ценности коренных народов, такие как уважение к соперникам и коллегам по команде, чувство справедливости, ценность дружбы. А это дороже любых мировых рекордов.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!