- 18 января 2023
- 16:02
Фото пресс-службы Всероссийской переписи населения-2021
В рубрике «Объективно о важном» анализируем результаты переписи
Росстат обнародовал окончательные результаты Всероссийской переписи населения, которая проводилась в 2021 году. Численность 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока за прошедшие 11 лет выросла почти на 5 тысяч человек и достигла 262,6 тысяч. Если брать более широкую категорию, в которую включено 47 этносов, то там произошло снижение с 316 до 315 тысяч человек. Также в ходе переписи выяснялось, например, сколько человек владеет родными языками, в какой местности они проживают. Эта перепись сильно отличалась от всех остальных не только вопросами, но и форматом проведения. Впервые респондентам можно было отвечать не только очно, но и через «Госуслуги». Нельзя не отметить и то, что данные собирались в период пандемии. Пока не обозначено, какая получилась погрешность за счет тех, кто не принял участие в переписи из-за того, что лежал в ковидном госпитале или отказался общаться с переписчиками из-за страха подхватить инфекцию. Тем не менее, несмотря на сложные условия, переписчики смогли собрать уникальный массив данных, и сегодня наш выпуск рубрики «Объективно о важном» посвящен итогам переписи.
Большие семьи и рост самосознания
Самый заметный рост численности среди ненцев. В 2021 году к этому этносу отнесли себя 49,6 тысяч человек, в 2010-м – 44,6, в 2002-м – 41,3.
Во время последней переписи назвали себя эвенками 39,2 тысяч человек (2010-й – 37,8 тысяч, в 2002-м – 37,1). Общая численность представителей хантыйского народа достигла 31,4 тысяч человек (2010-й – 30,9, 2002-й – 28,6).
Почти на 300 человек возросло число тех, кто записал себя чукчами (2021-й – 16,2 тысяч, 2010-й – 15,9).
Долганами записали себя 8,1 тысяча человек (2010-й – 7,8, 2002-й – 7,2). Количество сойотов выросло с 3,6 тысяч человек (2010-й) до 4,3, тубаларов – с 1965 (2010-й) до 3,6 тысяч человек.
Фото пресс-службы Всероссийской переписи населения-2021
Более 1,8 тысяч человек записали себя юкагирами, в 2010 году их было 1603, в 2002-м – 1509.
Можно порадоваться за кереков. В 2002 году к этому этносу отнесли себя 8 человек, в 2010-м – четыре. Казалось бы, все потеряно, но нет, в 2021 году записались кереками 23 человека.
– В Югре численность коренных малочисленных народов Севера выросла на 2 процента. Прирост небольшой, но достаточно стабильный. Чуть более 32 тысяч ханты, манси и лесных ненцев проживают в автономном округе сейчас. Коренные малочисленные народы преимущественно (около 65 процентов) проживают в сельской местности, на межселенной территории (стойбищах) либо ведут кочевой, полукочевой образ жизни. Этот факт на рождаемость влияет напрямую. Исторически, все урбанизационные процессы на рождаемости сказывались негативно. Отсюда можно сделать вывод, что государственная поддержка традиционной хозяйственной деятельности, инвестиции в сельские территории для дальнейшего увеличения численности коренных народов необходимы и должны быть продолжены, – прокомментировал результаты переписи член Совета Федерации от Ханты-Мансийского автономного округа, первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Александр Новьюхов.
Говоря о том, какие направления работы необходимо усилить по результатам переписи, Новьюхов выделил три главных аспекта.
Александр Новьюхов. Фото из личного архива
– Во-первых – видится актуальной дальнейшая работа по укреплению национального самосознания коренных народов. Уже сейчас можно говорить, что люди стали глубже изучать историю своих предков. В результате многие изменили мнение о своей национальной принадлежности. Немаловажным остается и социально-экономический аспект. Сельские жители, тундровики и таежники должны иметь возможность получения полного перечня государственных услуг, набора социальных гарантий, экономическую стабильность. В-третьих – продолжать масштабную работу по популяризации традиционной хозяйственной деятельности и образа жизни среди молодых людей. Перепись 2020 года показала, что многие, кто достиг совершеннолетия со времен прошедшей переписи, самоидентифицируются как представители коренных народов. Это значит, что именно в таком образе жизни они видят перспективу, – резюмировал Александр Новьюхов.
На то, что чаще всего с коренными этносами ассоциируют себя жители национальных районов, обратил внимание вице-президент по правовым вопросам Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, председатель совета МОО «КМНСОЮЗ» Сергей Сизоненко.
– Наша главная задача – создавать стимулы для развития районов компактного проживания, чтобы молодежь из-за неустроенности не покидала территории, где веками жили их предки. Важно поддерживать инициативы общественности и местных властей по возрождению и сохранению на местах традиционных промыслов, национальных традиций. В то же время нельзя не обратить внимание и на то, что многие представители коренных малочисленных народов проживают в городах. Поэтому очень важно давать людям возможность сохранить свою национальную идентичность и там. В Дудинке, например, прекрасную работу в этом направлении ведет Таймырский Дом народного творчества. Здесь бережно сохраняют традиции пяти коренных народов, ведут большую научную работу, организуют праздники, инициируют изучение родных языков. Все это позволяет людям, которые переехали в город по работе или семейным обстоятельствам, не терять связь со своим народом. Полагаю, что такая масштабная работа должна вестись не только в регионах традиционного проживания коренных малочисленных народов, но и, например, в Петербурге и Москве. Если мы посмотрим на результаты переписи, то увидим, что число тех, кто ассоциирует себя с коренными народами в мегаполисах, довольно скромное. Например, в Петербурге ненцами себя назвали 59 человек, в Москве – 44. Естественно, что этнических ненцев в этих городах намного больше. Очень важно, чтобы они не забыли свои корни, – подчеркнул Сизоненко.
Сергей Сизоненко. Фото из личного архива
У кадровых пылесосов
Численность некоторых коренных народов снизилась. Например, в переписи 2002 года вепсами записались 8240 человек, в 2010-м – 5936, сейчас – 4534.
Отметим, что снижение зафиксировано в первую очередь за счет вепсов Карелии. По переписи 2010 года в республике к вепсам себя относили 3423 человека (в 2002-м – 4870), а сейчас – 2471. В Ленобласти число вепсов снизилось с 1380 до 925 человек.
Эти цифры объясняются в первую очередь географическими особенностями: из Карелии и Ленинградской области молодежь массово переезжает в Петербург, город по праву носит звание главного кадрового пылесоса Северо-Запада.
К слову, в самом Петербурге количество вепсов тоже сократилось, в 2002 году было 318, сейчас – 254 человека.
Влиянием Петербурга и переездом можно объяснить и снижение численности саамов с 1991 человека в 2002 году до 1530 в 2021-м. Фактически динамика численности представителей коренных народов отражает общую ситуацию с оттоком населения из Мурманской области. В 2002 году в регионе проживало 892 тысячи человек, сейчас – 667 тысяч.
В то же время численность саамов в России всегда была невелика. В 1897 году – 1812 человек, в 1959-м – 1792 человека.
Фото пресс-службы Всероссийской переписи населения-2021
Незначительно меняется на протяжении столетия и количество нганасан. По последней переписи к этому этносу отнесли себя 687 человек. В 2002 году было 834. Однако говорить о снижении численности здесь было бы неправильно, ведь, например, по переписи 1929 года к нганасанам себя отнесли 867 человек, а в 1959 – 748.
Число нанайцев снизилось незначительно, в 2010-м к этому этносу отнес себя 11 671 человек, в 2021-м – 11 623. Количество ульчей сократилось с 2913 (2010-й) до 2472 человек, удэгейцев – с 1453 до 1325 человек.
– Результаты переписи, учитывая падение численности представителей коренных малочисленных народов в Хабаровском крае, далеко не порадовали. Возможно, что повлияли особенности условий проведения переписи – пандемия COVID-19. Многие сведения сдавались в цифровом виде, я сама так сдавала через «Госуслуги», а переписчиков не видела, честно говоря. Но многие не пользуются «Госуслугами», и интернета у них нет. С другой стороны, рождаемость объективно должна была снизиться, так как повзрослело поколение 1990-х годов, которых чисто физически было мало по численности. При этом смертность среди представителей коренных народов, в особенности мужского населения, остается высокой, а доступность бесплатных медицинских услуг значительно снизилась, врачей нет, больницы во многих населенных пунктах закрыли, вот и результат, – констатировала президент РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края», вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока по ДФО Любовь Одзял.
Любовь Одзял. Фото из личного архива
Родное слово
В этот раз в переписи были вопросы и о владении родным языком и использовании его в быту.
Указали, что владеют ненецким 24 487 человек, говорят на нем регулярно – 22 714. Отметим, что ненецкий язык является ключевым для оленеводческой деятельности в НАО и на Ямале, все термины, касающиеся питания, упряжи или маршрутов кочевья – на ненецком.
9320 респондентов рассказали, что говорят на хантыйском, 5831 – на эвенкийском.
Заявили, что владеют вепсским 2173 человека, в повседневной жизни используют – 1444.
Среди этнических долганов указали, что знают родной язык 4836 человек, это более половины от общей численности этого этноса. Сообщили, что владеют корякским 2633 человека, из них используют язык в быту – 2101 человек. 535 человек написали, что знают ительменский, позитивная динамика налицо, ведь в 2002 году указали себя в качестве носителей языка 400 респондентов. Заявили, что используют ительменский в быту 395 человек. Численность носителей алеутского языка по переписи составила 123 человека, число тех, кто использует язык в жизни – 99. И хотя цифры не могут не внушать определенный оптимизм, к ним, наверное, стоит относиться с определенной долей скепсиса. Несколько месяцев назад в рубрике «Интервью недели» председатель Думы Алеутского муниципального округа Галина Королева подробно рассказывала о ситуации с алеутским языком, что из-за разрыва языковой связи между поколениями молодежь знает лишь отдельные слова, парни и девушки стараются учить язык, но по факту поддержать диалог могут единицы.
300 человек заявили, что владеют нганасанским, из них 264 используют язык в быту. Справедливость этого утверждения не проверить, однако отметим, что на Таймыре вот уже более 10 лет работают языковые гнезда в школах, и сейчас к выпускным классам школы ученики могут более-менее сносно объясняться. Мы писали об этом здесь и здесь.
Фото пресс-службы Всероссийской переписи населения-2021
Заявили, что владеют нивхским языком 708 человек, разговаривают – 263. Эта цифра хоть и не столь позитивная, однако, судя по всему, близка к реальности. Нивхский общественный деятель Евгений Гудан рассказывал о том, как непросто дается детям нивхский и как сложно ему найти собеседников. Его слова подтверждал и нивхский поэт Дмитрий Вайзгун, работающий учителем в школе.
Тревожная ситуация с кетским языком, указали, что родной язык знают 61 человек, это чуть больше шести процентов от общего числа кетов. А сообщили, что используют язык для общения всего 33.
Самое тяжелое положение, судя по результатам переписи, у керекского, о том, что его знают, заявили четверо респондентов, но подчеркнули, что в быту его не используют.
Руководитель проекта «Страна языков», сотрудник Научного центра по сохранению, возрождению и документации языков народов России Института языкознания РАН, языковой активист Василий Харитонов отметил, что ответы, которые давали респонденты в этом блоке, могут не в полной мере отражать реальную ситуацию.
– Данные 2021 года в области языков сложно сравнивать с предыдущими переписями. Еще 100-120 лет назад под «родным языком» понимался язык, которым владеет человек. Часто это был основной язык социализации, он использовался в трудовой деятельности, в общественной сфере, дома. Русским языком многие не владели, зато население на многих территориях было более многоязычно, чем сейчас. Со временем русский язык стал повсеместно проникать во все большее количество сфер общения, часто вместе с новыми реалиями и обязательным, часто исключающим другие языки, использованием. Русский язык становился основным, а родной – дополнительным, который использовался в семьях. В соответствии с этими условиями передача родного языка стала прерываться – в семьях с детьми старались говорить на русском языке, ведь только с ним стала ассоциироваться самореализация и успех. И понятие «родной язык» стало часто значить в официальных документах, образовании и умах людей «этнический язык», «язык моей национальности». Поэтому с какого-то момента этот показатель перестал отражать реальность, а численные показатели могли иметь расхождение в зависимости от конкретной местности, понимания что такое «родной язык», разного способа определения национальности и прочего. Для уменьшения погрешности в Переписи-2021 специально ввели понятие «владение языками», которое должно бы было помочь отличать «родной язык» как язык национальности, рода, от «родного языка» как языка, с которым ты родился и который стал первым языком общения. Кроме того, была добавлена возможность отмечать галочкой «используемый язык», что помогло бы определить также и те языки, которые использует человек в повседневной жизни, – рассказал Василий Харитонов и привел в пример ситуацию с нанайским языком. Если сравнивать данные переписи 2010 и 2021 годов, то количество людей, признавших нанайский язык как родной, выросло в четыре с лишним раза (6,6 тысячи против 1,4 тысячи)! По словам эксперта, это значит, что для большего числа людей повысилась значимость своего этнического языка. Число владеющих языком по последней переписи также превышает число тех, кто в 2010 году указал нанайский в качестве родного более чем в два раза (3 тысячи против 1,4 тысячи). Число тех, кто заявил, что использует язык в быту, несколько меньше (2,5 тысячи человек).
Василий Харитонов. Фото из личного архива
Но, увы, записать в анкете себя носителем языка и знать его – это разные вещи.
– Если сравнивать эти числа с тем, что наблюдают эксперты, то можно точно утверждать, что числа владения и использования в переписи завышены. Причем, эта ситуация повторяется каждую перепись. Хороший вопрос, что такое «владение языком», например, тот, кто понимает нанайский, но не может говорить, это владеющий? Я думаю, сейчас владеющих нанайским языком несколько сотен: до 300 человек, способных говорить, а чуть больше – способных понимать, но не способных или слабо способных говорить. А вот порядок использующих язык в повседневной жизни, вероятно, где-то на границе сотен и десятков, – констатировал Харитонов и обратил внимание на возрастной состав респондентов, в частности, на то, что около тысячи участников переписи в возрасте до 19 лет сообщили, что владеют нанайским.
Василий Харитонов на протяжении многих лет участвует в сохранении и популяризации нанайского языка, ездит по нанайским селам по всему Хабаровскому краю, принимает участие в форумах, конференциях. Наш собеседник признался, что за все эти годы он не встретил ни одного человека до 19 лет, про которого можно было бы сказать, что он владеет нанайским языком.
– Мы с коллегами предпринимаем некоторые усилия, надеемся, что при необходимой комплексной поддержке сохранения и развития нанайского языка эта тенденция может измениться, но пока что можно утверждать, что на данном этапе перепись не отражает реальности, к сожалению, – отметил эксперт и подчеркнул, что в этой ситуации есть и позитивный аспект. – Социальный запрос на владение нанайским языком, судя по всему, растет. Действительно, половина нанайцев стали называть нанайский язык родным, а это значит, что значимость языка повысилась и необходимо предпринимать меры, чтобы этот запрос обеспечить.
Похожая ситуация наблюдается и с языками других коренных народов. Долю тех, кто приукрасил свои знания по родному языку, еще предстоит выяснить исследователям, но и без масштабных научных изысканий очевидно, что все больше людей чувствуют ценность родных языков и хотят показать, что знают их. А это еще один маленький кирпичик для роста национального самосознания, которое необходимо для сохранения и развития этноса.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!