- 2 ноября 2022
- 23:29
Фото: Арктический Совет. Председательство России
Сегодня в Москве начался Саммит коренных малочисленных народов Арктики, который проходит в рамках III Всероссийского форума «Народы России». Программа саммита насыщена мероприятиями, итогами которых, по мысли организаторов, станут реальные законопроекты.
В программу Саммита вошло и проведение расширенного заседания Экспертно-консультативного совета при ФАДН России по вопросам социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Оживлённая дискуссия получилась на панельной сессии «О практике регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации, относящихся к коренным малочисленным народам, ведущих кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющих места постоянного или преимущественного проживания». Несмотря на то, что регистрация обычных граждан по месту жительства находится в ведении МВД, для кочевников, не имеющих места жительства в привычном понимании этого слова, этот вопрос не так прост.
Анна Котова, статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей, модерировавшая сессию, определила основные вопросы: каким должен быть документ, подтверждающий факт ведения кочевого или полукочевого образа жизни представителя КМНС и в чьей компетенции будет находиться выдача такого документа? Кроме того, по словам Анны Викторовны, на сегодняшний день отсутствует чёткое определение, что такое кочевой образ жизни. Нужно ли вводить такое определение? И если необходимость в нём есть, то какие критерии в него заложить?
Депутат Законодательного собрания ЯНАО Эдуард Яунгад, представляя опыт Ямала, отметил, что на Ямале зарегистрировано 9 327 человек, ведущих кочевой образ жизни, что с одной стороны, в разы превышает показатели других регионов, а с другой – явно не отражает реальную картину. Как правило, кочевники зарегистрированы по адресам поселковых советов: жителям арктических регионов хорошо знакомо понятие «резиновая администрация».
Наталья Силакова, член правления Общества вепсской культуры, предложила в качестве одного из источников информации о ведении кочевого образа жизни использовать похозяйственные книги. Также Наталья Евгеньевна напомнила, что до 1974 года работники колхозов не имели паспортов и для того, чтобы покинуть сельское поселение, заручались справкой, которую получали у главы сельсовета. Почему бы и сейчас администрациям не выдавать подобные справки?
Наталья Силакова
Однако Маргарита Александрова, начальник отдела оценки эффективности мер государственной поддержки и мониторинга Департамента развития сельских территорий Минсельхоза, возразила, что основанием для ведения похозяйственных книг является ведение сельскохозяйственной деятельности на землях сельхозугодий, а кочевание считать таковой пока нет законного основания.
Эдуард Яунгад тут же заметил, что похозяйственные книги предполагают и выделение земель каждому кочевнику на каком бы то ни было основании, а это на сегодня маловероятный путь.
Маргарита Александрова
Также были озвучены такие точки преткновения как отсутствие формы справки, которую могли бы выдавать территориальные органы МВД по вопросам миграции, и порядка её выдачи. Прозвучало предложение о том, что основанием для выдачи такой справки могла бы стать запись в трудовой книжке, ведь оленеводство – это работа, однако при этом вне правового поля окажутся члены семей оленевода, чумработницы и просто оленеводы-частники, у которых нет работодателя. А таковых, по словам Инны Сотруевой, директора Департамента по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО, порядка 70%.
Елена Голомарёва, председатель постоянного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики, предложила рассмотреть вариант, при котором проживание человека на территории ТТП будет свидетельствовать о том, что он ведёт традиционный – кочевой – образ жизни. Также прозвучали предложения использовать для фиксации кочевников систему ГАС-выборы и методики, использующиеся при переписи населения, а также взять на вооружение системы, подобные ГИС-ЯНАО.
Каким бы ни было окончательное решение по вопросу статуса кочевников, оно не будет простым и быстрым. Но принять его необходимо, ведь как напомнила Анна Котова, оленеводство – это больше чем экономика, это этносберегающая деятельность, влияющая на сохранения языка и культуры народа.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!