- 5 августа 2022
- 11:48
Фото: деревня Ипои, расположенная на территории гуарани-кайова в штате Мату-Гросу-ду-Сул. Изображение предоставлено Mídia Ninja.
По меньшей мере 1640 коренных жителей Бразилии были спасены от рабских условий труда с 2004 года, или в среднем 90 спасений ежегодно за последние 18 лет. Это ключевой вывод из анализа официальных отчетов, проведенного Монгабеем и подтвержденный интервью с инспекторами труда.
Только с начала пандемии COVID-19 115 рабочих из числа коренных народов были спасены из современного рабства в Бразилии, согласно данным DETRAE, подразделения Министерства экономики, отвечающего за борьбу с рабским трудом.
Данные показывают, что принудительный труд среди коренных народов тесно связан с сельским хозяйством и животноводством: из 303 коренных жителей, спасенных в период с 2010 по май 2022 года, 287 попали в категорию DETRAE «рабочие сельского хозяйства, лесного хозяйства или рыболовства».
Из спасенных в 2022 году 77% работали в сельском хозяйстве и разведении крупного рогатого скота; 18% были рабочими-мигрантами (помощниками в сельском хозяйстве, такими как строители заборов, чистильщики коры, прополки и т. д.), а 5% были работниками секс-бизнеса.
Бразильским штатом с наибольшим количеством коренных жителей, подвергающихся принудительному труду, является Мату-Гросу-ду-Сул. Лусия Хелена Рангель, антрополог из Миссионерского совета коренных народов (CIMI), говорит, что главным фактором здесь является исторический процесс экспроприации земель коренных народов для использования в сельском хозяйстве.
«Исторически сложилось так, что агробизнес вытеснял общины коренных народов на небольшие участки земли. С годами ситуация ухудшилась, так как коренное население выросло, а их территории остались прежними», — говорит Рангел.
Показательным примером является народ гуарани-кайова. Отчет Instituto Socioambiental (ISA), некоммерческой организации, защищающей права коренных и традиционных народов, показывает, что традиционная территория этой группы когда-то занимала 40 000 квадратных километров (15 400 квадратных миль). Сегодня их земля ограничена 22 небольшими деревнями на клочке земли, простирающемся примерно на 150 километров (90 миль) вдоль границы Мату-Гросу-ду-Сул и Парагвая.
«Без земли у коренных жителей нет ни места для выращивания растений, ни еды. Это означает, что они должны работать, чтобы зарабатывать деньги. Сезонные работы по сбору урожая становятся для них единственным выходом», — говорит Рангел.
Но проблема не ограничивается коренными жителями Мату-Гросу-ду-Сул. «Общины коренных народов во многих частях страны, особенно на юге и в центрально-западной части страны, живут в очень тяжелых условиях, часто вдоль автомагистралей, потому что у них нет демаркированной территории», — говорит Рангел.
Монгабай обратился в Funai, федеральное агентство по делам коренных народов, за комментариями по поводу данных, но не получил ответа.
Заниженная проблема
Записи в базе данных DETRAE восходят к 2003 году, когда люди, спасенные от рабского труда, получили право на трехмесячное пособие по безработице. И хотя первое официальное свидетельство о принудительном труде коренного населения появилось в 2004 г., эта практика восходит к более раннему периоду; Специальная мобильная группа мониторинга DETRAE, которая возглавляет рейды по спасению порабощенных рабочих, действует с 1995 года.
«Мы обнаружили коренных жителей, работающих в таких условиях во время второй операции установки в 1995 году, — говорит Маурисио Крепски, глава DETRAE.
Отчеты инспекторов труда, собранные в книге 2011 года о борьбе с современным рабством в Бразилии, также относятся к спасению коренных народов с самого начала проекта.
«Во время одной из операций в Мату-Гросу мы приехали осмотреть ферму и обнаружили много семей коренных жителей, собирающих семена брахиарии [сигнальной травы] — ручная работа, при которой им приходилось целый день сидеть на корточках», — говорится в одном из отчетов в Книга инспектора труда по имени Марио Лоренцони.
Далее Лоренцони описывает, как в то время несовершеннолетние рабочие из числа коренных народов также работали в нечеловеческих условиях. «Одной из работающих там девочек было 15 лет, и у нее был трехмесячный ребенок… Отцу было 17 лет. У матери ребенка не было молока, а ферма была очень изолированной — родителям приходилось идти пешком 30 километров [19 миль] купить молоко для ребенка. Поэтому они варили бобы и процеживали бульон, чтобы ребенок мог сосать его через носок. У ребенка было обезвоживание и рвота. Мы отвезли этого ребенка и еще шестерых рабочих, нуждающихся в медицинской помощи, в больницу в ближайшем городе», — говорится в отчете Лоренцони.
Данные DETRAE показывают, что с 2004 года было 627 таких спасенных. Но, по словам Крепского, данные включают только тех спасенных рабочих, которые продолжали получать пособие по безработице после того, как были спасены.
Он также отметил, что работники из числа коренных народов не всегда идентифицируют себя как «коренные» при заполнении поля «этническая принадлежность» в официальных формах, как и инспекторы труда.
Отчеты других инспекторов труда также свидетельствуют о том, что официальные цифры невелики. «Более 1000 рабочих из числа коренных народов были спасены одновременно в ходе одной из крупнейших инспекций, которые мы когда-либо проводили в Бразилии, — говорит Антонио Паррон, инспектор труда и эксперт по современному рабству коренных народов.
Рассматриваемая операция была проведена на ферме по выращиванию сахарного тростника, принадлежащей компании Agrisul Agrícola Ltda. в муниципалитете Бразиландия, в Мату-Гросу-ду-Сул, в 2007 году. Там официальные лица спасли 1011 рабочих из числа коренных народов. Снимки, сделанные инспекторами, показали, что у рабочих не было кроватей, мест для хранения одежды и ванных комнат в переполненных зданиях, где они жили. Вместо унитаза использовали ржавый стул с дыркой в сиденье.
По словам экспертов, еще одной причиной занижения числа коренных жителей, работающих в рабских условиях, является тот факт, что как демографическая группа они уже подвержены высокой степени социальной уязвимости и невидимости.
«Мы находим многих коренных жителей без документов, только административное свидетельство о рождении от Funai», — говорит Паррон.
«Без каких-либо личных документов и банковских счетов у работников нет возможности получить льготы, на которые они имеют право, и у них нет доступа к государственным программам».
Ранхель из CIMI говорит, что в некоторых случаях рабочие из числа коренных народов не очень хорошо говорят по-португальски, и рекрутеры ферм легко используют их в своих интересах. Этих вербовщиков, известных как «кошки», владельцы ферм отправляют в деревни коренных народов для найма рабочих.
«Многие не говорят по-португальски, что упрощает их эксплуатацию», — говорит Рангель.
Сахарный тростник, яблоки и добыча полезных ископаемых
Хосе Карлос Пачеко, президент Ассоциации коренных рабочих штата Мату-Гросу-ду-Сул, указывает на еще одну причину распространенности современного рабства коренных народов в штате: до недавнего времени большая часть урожая сахарного тростника в Мату-Гросу-ду-Сул производилась вручную. что требовало большого количества рабочей силы.
По словам Пачеко, механизация сбора урожая сахарного тростника за последнее десятилетие не смогла положить конец практике рабства коренных народов, потому что рабочие в конечном итоге устроились на другую работу.
«Многим коренным жителям Мату-Гросу-ду-Сул приходится покидать свои деревни в поисках работы, чтобы прокормить свои семьи. Они собирают урожай, собирают камни, собирают юкку, срезают эвкалипты и работают на животноводческих фермах», — говорит он.
«Мы также получаем неоднократные сообщения о том, что коренные жители работают в качестве рабов в угольных печах в Мату-Гросу и Мату-Гросу-ду-Сул», — говорит Ранхель.
Механизация сбора урожая сахарного тростника в Мату-Гросу-ду-Сул также побудила рабочих из числа коренных народов искать работу в других штатах, особенно на юге Бразилии, где существует высокий спрос на рабочих для сбора урожая яблок.
«Они [коренные жители] подчиняются этим условиям, потому что в регионах, где они живут, нет политики в отношении собственности на землю», — говорится в отчете CIMI. «Их территории не разграничены, и они живут в нестабильных условиях — без санитарии, производства продуктов питания или юридических структур. В основном это люди, живущие в лагерях вдоль дорог или на деградированной земле».
По данным CIMI, в настоящее время более 13 000 коренных жителей работают в яблоневых садах в изнурительных условиях. Смены могут длиться более 12 часов в день с оплатой в размере минимальной заработной платы. (По состоянию на этот год минимальная месячная заработная плата в Бразилии составляет 1212 реалов, или 229 долларов США.) Большинство рабочих из числа коренных народов составляют этнические кайнганы (которые живут в штатах Риу-Гранди-ду-Сул, Санта-Катарина и Парана), а также терена и гуарани. -Kaiowá люди, которые из Мату-Гросу-ду-Сул.
CIMI не использует слово «рабство» для обозначения 13 000 рабочих, собирающих яблоки. Вместо этого он говорит об «изнурительных рабочих днях». Уголовный кодекс Бразилии определяет рабский труд как любую деятельность, подпадающую под одну из четырех категорий: принудительный труд; изнурительные рабочие будни; унижающие достоинство условия труда (например, отсутствие ванных и санузлов или отсутствие питьевой воды в течение рабочего дня или во время отдыха); ограничения любыми способами мобильности работника из-за долга перед работодателем (например, удержание документов или личных вещей, географическая изоляция и т. д.)
Дальше на север, в бассейне Амазонки, исследование, проведенное в этом году Ассоциацией хутукара-яномами, выявило, что представители коренных народов яномами привлекаются к работе на незаконных шахтах с нездоровыми условиями в обмен на еду и одежду. В рамках этих операций также происходит сексуальная эксплуатация девочек из числа коренных народов.
«Мы наблюдаем общий рост занятости коренных жителей в ситуациях, эквивалентных рабству и практике сексуальной эксплуатации девочек из числа коренных народов», — говорит Рангель. «То, что происходит с яномами, — еще худшая форма эксплуатации, чем то, что происходит с сезонными работами. В целом горнодобывающий сектор очень плохо относится к коренному населению. Мы сможем понять, насколько широко коренное население было увлечено добычей полезных ископаемых, только через несколько лет», — добавляет она.
Лагерь горняков на берегу Рио-Урарикоэра на территории коренных народов яномами в штате Рорайма.
Изображение предоставлено Бруно Келли/HAY.
«Обращение как с животными»
Паррон, инспектор труда, говорит, что с рабочими из числа коренных народов обычно обращаются хуже, чем с их коллегами на той же ферме. Работодатели также часто заставляют коренных жителей охотиться за своей едой.
«Обычно мы приезжаем на ферму, где с рабочими некоренного происхождения — теми, кто работает непосредственно со скотом — обращаются хорошо, в то время как рабочие из числа коренных народов, которые обычно работают в сфере обслуживания, живут в брезентовых палатках посреди леса. и должны охотиться за своей едой», — говорит Паррон.
Он добавляет, что на вопрос о неравном обращении с коренными и некоренными работниками работодатели чаще всего отвечают, что первые «любят так жить».
«В 2021 году мы провели инспекцию на ферме по выращиванию сои и обнаружили 24 человека из числа коренных народов, размещенных в брезенте посреди леса», — говорит Паррон. «Был дождь, и вода текла по всем палаткам — красная грязь пропитывала все, включая матрасы и одежду, которая лежала на земле. Крайне унизительные условия».
«С рабочими из числа коренных народов, которых мы спасаем, на этих фермах обращаются как с животными», — добавляет он. «Как может кому-то нравиться так жить?»
Паррон говорит, что коренные жители, спасенные от рабских условий труда, также часто оказываются в подобной ситуации позже из-за ужасных условий жизни, с которыми они сталкиваются в своих родных деревнях.
«В этом году мы спасли человека, которого спасли в 2017 году, застрявшего почти на той же работе, но на другой ферме», — говорит он.
История рабства коренных народов
Вторжение некоренных народов на земли коренных народов было ратифицировано португальскими колонизаторами в этой части мира в 1530 году, когда владение 20% всех известных территорий было разделено на наследственные вотчины, известные как капитаны. Остальные 80% этих территорий были разделены и переданы третьим лицам по системе концессий.
Помимо овладения землей, представители португальской аристократии и приближенные португальского короля, которым были предоставлены концессии, также получили право порабощать коренные народы.
В более поздние годы, когда бандейрантес — группы работорговцев, исследователей, авантюристов и охотников за состоянием — совершали вторжения во внутренние районы Бразилии между 1628 и 1632 годами, более 60 000 человек гуарани были взяты в качестве рабов в город Сан-Паулу.
Сопротивление рабству коренных народов началось только в 1758 году из-за указа маркиза де Помбала, государственного секретаря португальской короны. Тем не менее, в том же документе было объявлено преступлением говорить на языках коренных народов в Бразилии.
По данным переписи 2010 года (последней переписи коренного населения; результаты последней переписи будут опубликованы в этом году), в Бразилии насчитывается около 900 000 коренных жителей — менее 0,5% всего населения.
Данные Министерства труда и социального обеспечения показывают, что в 2020 году в Бразилии на законных основаниях работал 72 861 представитель коренных народов, что на 1080 меньше, чем в 2019 году, и на 7 554 меньше, чем в 2018 году.
Источник: Mongabay
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!