- 6 марта 2022
- 12:34
Общественный деятель, эксперт по федеральным программам коренных малочисленных народов Арктики Ангелина Ардеева рассказывает о роли общественников в решении ключевых проблем НАО, сохранении исторической памяти и о своем легендарном супруге Филиппе Никитиче Ардееве.
Ангелину Сергеевну Ардееву в Нарьян-Маре знает практически каждый. Она – первый президент ассоциации коренных малочисленных народов в НАО «Ясавэй», эксперт-консультант по вопросам коренных малочисленных народов Севера в Арктике, издатель журнала «Вынгы Вада» («Слово тундры»), журналист, хранительница традиций, общественница. Именно по ее инициативе в центре Нарьян-Мара появился памятник бойцам оленно-транспортных батальонов, ставший одним из символов города. Недавно активную деятельность Ангелины Ардеевой отметила Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. Сегодня Ангелина Сергеевна – гостья рубрики «Интервью недели».
– Ангелина Сергеевна, «КМНСОЮЗ-NEWS» поздравляет вас с получением медали «Спешите делать добро» от омбудсмена Татьяны Москальковой. Расскажите, пожалуйста, о вашей правозащитной деятельности и кто стал для вас примером.
– Никогда не считала и не считаю свою деятельность правозащитной, я всегда старалась доказать и показать, что надо служить своему народу, несмотря ни на что. Моя жизнь – это служению своему народу.
Для меня всегда примером были ненцы, которые активно принимали участие в развитии, в жизни своего народа, например, Антон Петрович Пырерка, ученый, который впервые обозначил роль ненецкого языка не просто как средства общения и коммуникаций. Через родной язык он передавал уважение к ненецкому народу. Фактически он научил видеть через ненецкий язык основу жизни народа в современном мире, понимание роли индивида.
В моей судьбе большое значение сыграла моя первая учительница Евдокия Ильинична Шутова. Мне, девчушке, приехавшей на оленьей упряжке в национальную школу далекого поселка Шойна, не знавшей русского языка, все тогда казалось в диковинку. Помню, она мне предрекла, что я свяжу свою жизнь со служением своему народу, показала, что это мой путь.
– Вы были у истоков становления движения коренных малочисленных народов в Ненецком автономном округе. Как все начиналось? Как появилась организация «Ясавэй»?
– 1989 год. Год перемен не только для ненцев, но и для всех коренных малочисленных народов современной Арктики. Мы, ненецкая интеллигенция, понимали, что в жизни нашего народа наступил период серьезных изменений.
В то время я работала в органах власти региона в должности заведующей отделом народов Севера и входила в состав Окрисполкома НАО. Если перевести на современное прочтение органов власти, то я была членом последнего правительства НАО.
Опыта по созданию общественных организаций у меня тогда не имелось, зато было большое желание объединиться. Я стояла у истоков создания движения и всегда благодарна своим учителям по работе в Окрисполкоме. Объединение ненецкого народа состоялось благодаря дружбе и помощи многих жителей НАО. В Уставе нашего региона законодательно закреплена роль ассоциации ненецкого народа «Ясавэй». Я была председателем оргкомитета. В моем архиве хранится «Регламент подготовки съезда ненецкого народа», в этом документе расписано, кто и за что отвечает. В регламенте много фамилий известных жителей НАО. Когда я предлагала кому-то войти в состав оргкомитета подготовки съезда, никто не отказывался.
Несмотря на то что были и противники создания ассоциации, время все расставило на свои места. Фактически ассоциация стала площадкой, где обсуждались и обсуждаются самые насущные проблемы ненецкого народа. В 2019 году «Ясавэй» отметила 30-летний юбилей.
– Какова роль женщин в движении коренных малочисленных народов России?
– Когда создавались автономные округа (этот процесс начался в 1929 году), никто и не слышал слов «правозащитная деятельность». Но у любого народа во все времена есть свои лидеры. Начиная от Чукотки до Мурманской области были люди, которые стремились объединить своих соплеменников.
Роль женщин в этом процессе никто пока не исследовал. В период создания региональных ассоциаций, то есть начиная с 1989 года и дальше, во многих регионах первыми президентами становились женщины. Меня часто спрашивают о роли женщины у коренных малочисленных народов Арктики. Пока точного ответа я не смогла сформулировать. У женщин коренных малочисленных народов всегда была одна роль – хранительница семейного очага.
Во время становления интеллигенции значение женщин возросло, они появились в органах исполнительной власти, не говоря уже о том, что стали массово работать в педагогике, медицине…
Мы все выполняли работу, часто связанную с отстаиванием интересов своих народов.
Мы все выполняли работу, часто связанную с отстаиванием интересов своих народов.
– На различных площадках вы неоднократно говорили о проблемах оленеводства в Ненецком автономном округе. Как вы считаете, что нужно сделать для развития этой отрасли в регионе?
– Проблемы оленеводства есть не только в НАО. Губернатор округа Юрий Васильевич Бездудный выстраивает систему развития оленеводства и коренных малочисленных народов в регионе с учетом арктических перспектив.
К оленеводству надо подходить комплексно, с учетом специфики регионов России. Есть арктическое оленеводство, есть таежное. К сожалению, многие моменты не прописаны в федеральном законодательстве. В частности, в ОКВЭД такой вид деятельности, как «Оленеводство», отсутствует и, следовательно, не может быть внесен в ЕГРЮЛ. В классификаторе прописан другой вид деятельности – «Разведение оленей», но это не одно и тоже. То есть отсутствует понятийный аппарат. И это не единственный пример. В Едином перечне профессий отсутствуют специальности «оленевод» и «хозяйка чума» (иногда в региональных законах их называют «чумработницами»). У предприятий возникают вопросы, ведь они с такими сотрудниками заключают договор как с «разнорабочими». Но остается непонятным, какую зарплату выплачивать на таких должностях? А если оленевод и чумработница имеют высшее образование?
В настоящее время многие руководители оленеводческих хозяйств бьют тревогу, что скоро из-за таких сложностей не будет на предприятиях ни оленеводов, ни хозяек чума. Нужен федеральный закон об оленеводстве, где будет прописан понятийный аппарат, указано, что такое оленеводство, какие специальности есть в этой отрасли.
Нужен федеральный закон об оленеводстве, где будет прописан понятийный аппарат.
– Ангелина Сергеевна, по вашей инициативе в Нарьян-Маре появился памятник бойцам оленно-транспортных батальонов. Как возникла его идея и как велась работа над проектом?
– Идея создания памятника в НАО постоянно обсуждалась. Наш местный журналист Александр Тунгусов всегда говорил, что необходимо увековечить память о жителях округа, которые уходили на фронт в составе оленно-транспортных батальонов. Мои родственники с Канина и Тимана тоже были в их числе. Однажды в память о них я решила, почему бы не попробовать? Идею поддержал Игорь Геннадьевич Федоров, в то время губернатор НАО. Работая над концепцией, я просмотрела памятники воинам Великой Отечественной войны во многих уголках России. Мне запал в душу монумент, воздвигнутый в одном из регионов, где в основе сюжета лежит история, как в атаку вместе с бойцами пошли 50 пограничных собак. Памятник меня воодушевил на образ двух друзей – пограничника и собаки. Эскиз памятника я обсудила с оргкомитетом. Главная мысль такая: ушли на фронт три друга – олень, оленевод и лайка. Продумала концепцию памятника. На фоне восходящего солнца стоят три друга: олень, оленевод и лайка. Восходящее солнце – символ жизни. Упряжка оленей двигается навстречу солнцу. Двигаются домой, и их сопровождает священная птица ненецкого народа Ворон.
Памятник символизирует дружбу и единство жителей Ненецкого автономного округа, которые воевали в оленно-транспортных батальонах. В настоящее время он является напоминанием о вкладе жителей НАО в Победу. У меня есть идея провести у нас встречу, посвященную памятникам, увековечившим роль коренных малочисленных народов в Великой Отечественной войне.
Памятник символизирует дружбу и единство жителей Ненецкого автономного округа, которые воевали в оленно-транспортных батальонах.
– Расскажите, пожалуйста, о журнале «Вынгы Вада» («Слово тундры»). Как появился этот журнал? Какие темы поднимаются на его страницах?
– Журнал «Вынгы Вада» («Слово тундры») издавался по долгосрочной целевой программе «Сохранение и развитие КМНС в НАО». В настоящее время журнал восстанавливается для издания в новом формате. Журнал пользовался очень большой популярностью. В нем были разные рубрики, где печатались знаковые для региона статьи. Например, в рубрике «Вечные ценности» однажды был опубликован материал, посвященный созданию электронной версии второго ненецкого букваря «Эдей вада» («Новое слово») в редакции известного лингвиста и этнографа Георгия Прокофьева. Очень большой интерес был к рубрике «Тундровое стойбище», подрубрике «Тропы оленьи – моя судьба», в них рассказывалось о жизни оленеводов и хозяек чума в тундре. Рубрика «Я бы ненецкий выучил…» знакомила читателей с ненецкими словами и сказками. Мы стремились к наглядности, например, публиковали изображение оленевода и рядом подверстывали слово на ненецком языке и перевод: «Тыбэртя – оленевод». Были вкладыши – «Уроки предков» или «Просветительская серия».
В настоящее время готовится обновленный вариант журнала «Вынгы Вада» («Слово тундры»). А еще нами сформирован большой фотоархив издания. В 2022 году в регионе будут отмечать 90-летний юбилей Дня Оленя, есть такая инициатива провести к этой дате в соцсетях фотовыставку, названную по одной из наших рубрик «Мы формируем доброе имя НАО», и опубликовать в рамках этого виртуального вернисажа самые яркие фотографии, выходившие в журнале.
В настоящее время готовится обновленный вариант журнала «Вынгы Вада» («Слово тундры»).
– Ангелина Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о вашем супруге Филиппе Никитиче Ардееве. Каким он был человеком? Как он начал воссоздавать предметы традиционного ненецкого быта?
– Филипп Никитич Ардеев родился на острове Колгуеве в семье оленеводов. Большое стадо оленей было у его предков. Его родители жили в чуме по вековым обычаям и традициям ненецкого народа. Никита Тимофеевич, его отец не умел расписываться и вместо подписи за свое главное богатство – оленей ставил изображение родового клейма, так называемое «Ушное клеймо». Василиса Прокопьевна, его мама, ангел-хранитель семейного очага в чуме, передала своему сыну то, что она умела: тонкое видение того, что окружало их в стойбище. Он научился видеть неземную красоту тундры в разные времена года, природную грацию оленя, благородство ненецких лаек. После окончания ненецкой школы имени А.П.Пырерки Филипп Никитич поступил в педагогическое училище имени И.П. Выучейского. Через много лет, уже будучи известным каюром, мастером по изготовлению этнических и ненецких предметов, педагогом, знатоком обычаев и традиций своего народа, он произнес знаменитую фразу «В моей судьбе оставили след учебные заведения, которые носили имена великих ненецких людей».
Трудно сказать, зачем он, уже состоявшийся знаменитый каюр многих дальних путешествий, стал внимательно изучать ненецкие узоры, интересоваться резьбой по кости из рога оленя, вспоминать, как делаются ненецкие ножи, плетется аркан (тынзей) из сыромятной оленьей кожи, просчитывать параметры ненецких нарт. В музее он внимательно рассматривал шаманский бубен. Воспоминания влекли его в мир детских игрушек, которые можно было воссоздать.
Все работы Филиппа Никитича вобрали в себя этническую культуру ненецкого народа, изготовлялись они с любовью к Оленю.
Филипп Никитич понял, что есть на земле то, что может делать – создавать этнические вещи из жизни ненецкого народа. Однажды он решился. Из тонких сыромятных оленьих шкур Филипп Никитич свил спортивный и более тяжелый – боевой тынзей. Сделав первый бубен, он понял, что помнит уроки своих родителей, что знания и умения, полученные им в детстве, до сих пор живы в его воспоминаниях. Иногда он вспоминал свою жизнь в тундре, своих родителей, под бубен пел протяжные шаманские песни.
Все работы Филиппа Никитича вобрали в себя этническую культуру ненецкого народа, изготовлялись они с любовью к Оленю.
– Долгие годы Филипп Никитич, собирал информацию об острове Колгуеве. После его смерти вы продолжили его работу. Что удалось сделать?
– Филипп Никитич испытывал чувство гордости и любви от того, что он всегда прославлял ненецкий народ, Ненецкий автономный округ и малую Родину – ледяной остров Колгуев. В 1982 году его пригласили каюром в знаменитую полярную экспедицию вдоль Северного Ледовитого океана. Участники стартовали 6 ноября 1982 года с мыса Дежнева (Чукотка) на собачьих упряжках. Завершили экспедицию в Мурманске в июне 1983 года. Как человек, прошедший на собаках вдоль Северного Ледовитого океана, он понимал, что есть его малая родина остров Колгуев, не исследованный, не описанный. Он говорил, что должен обойти свой любимый остров вдоль и поперек. В течение десяти лет Филипп Никитич исследовал остров Колгуев. За это время на карту были нанесены знаменательные и исторические знаковые места острова, при этом многие из них написаны на русском и ненецком языках.
28 октября 2018 года мою семью постигло большое горе. После непродолжительной болезни Филипп Никитич умер. Мы прожили вместе 48 лет…
Филипп Никитич испытывал чувство гордости и любви от того, что он всегда прославлял ненецкий народ, Ненецкий автономный округ и малую Родину – ледяной остров Колгуев.
Презентация карты острова Колгуева состоялась на сороковой день после его смерти.
В память о Филиппе Никитиче я и его родственники после пятилетнего перерыва возродили проведение Дня оленя на острове Колгуеве. В 2019 году издана книга Филиппа Ардеева «Мой Колгуев». В ней он повествовал о своих исследованиях острова Колгуева.
Создали землячество «Холгов тер», в переводе с ненецкого на русский «Жители Колгуева». Филипп Никитич мечтал, чтобы его малая Родина оставалась островком родного дома для мигрирующих птиц и чтобы была возможность сохранять виды, занесенные в Красную книгу, например, сапсанов. В 2018 году на острове Колгуеве создана особо охраняемая природная территория регионального значения заказник «Колгуевский». Уже высказывались предложения, и я и дети их поддерживаем – присвоить заказнику «Колгуевский» имя знаменитого земляка Филиппа Ардеева.
Уже высказывались предложения, и я и дети их поддерживаем – присвоить заказнику «Колгуевский» имя знаменитого земляка Филиппа Ардеева.
Фотографии из личного архива Ангелины Ардеевой
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
ФИО: Ардеева Ангелина Сергеевна
Регион: Ненецкий автономный округ
Деятельность: Первый президент ассоциации ненецкого народа «Ясавэй» НАО, член Совета старейшин коренных малочисленных народов Севера при администрации НАО, председатель Общественного совета Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО, член Совета и президиума Ассоциации финно-угорских народов Российской Федерации, главный редактор журнала «Вынгы вада» («Слово тундры»).
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!