- 17 ноября 2021
- 20:53
Текст: Андрей Мармышев
Когда-то в Хатанге, таймырском селе, одном из самых северных населенных пунктов России, умели делать обувь, в которой не страшны ни морозы, ни сильнейшие ветры. Традиции не погибли: сейчас тут возрождают национальное искусство изготовления обуви долган. Чтобы передать свой опыт молодым, пригласили мастериц-чумработниц во главе с Марией Большаковой, которую мы расспросили о том, что это за профессия, как выделывать шкуры оленя и от каких морозов спасут бокари.
На краю света
«Сама я научилась от женщин в оленеводческой бригаде, куда попала совсем молодой девушкой. На один балок (передвижное жилище оленеводов) надо было выделать много шкур, – рассказывает мастерица из Хатанги Мария Большакова. – Зато научилась делать со шкурами все, что умели предки. Вот бокари – очень морозоустойчивые, никакая обувь с ними не сравнится. В магазинах такую не купишь, в пургу, в 50 и в 60 градусов мороза не замерзнешь. Они в основном нужны мужчинам».
В небольшой сельской мастерской на краю света, носящей название «Быхый» («Стремление»), сегодня работает Центр по возрождению традиций пошива национальной обуви долган, а при нем мастерская, где делают традиционную обувь коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Все это создала община со звучным названием «Ыйдына» – «Лунный свет». Средства по гранту получили от «Норникеля» по программе «Мир новых возможностей».
Здешние мастера говорят, что раньше с технологиями изготовления обуви, в которой не страшны никакие морозы, были знакомы все чумработницы – женщины, которые занимаются и ведением кочевого хозяйства, и бытом, и детьми.
Самой Большаковой сейчас 65, почти 40 лет она была хозяйкой чума, а теперь – главное действующее лицо в мастерской «Быхый». Сегодня она – главный источник знаний и навыков по изготовлению унтов и бокарей по древним традициям.
Когда-то Мария из поселка Кресты, что в часе неспешного хода на моторной лодке от Хатанги, закончила ветеринарный техникум. По распределению попала в оленеводческую бригаду поселка Попигай, находящегося на краю огромного метеоритного кратера.
«Там вышла замуж за тундровика, там и осталась, десятилетиями кочуя по тундре, – вспоминает Большакова. – Сначала трудно было, я же не знала ничего, кроме маута (аркан) и хорея (длинная палка, с помощью которой управляют оленями в упряжке). Пришлось всему научиться, глядя на старых мастериц».
Хозяйка кочевого жилья
Жизнь чумработницы совсем не похожа на быт домохозяйки, как можно подумать, проведя аналогию с городскими реалиями. Никаких пылесосов, стиральных и посудомоечных машин, и даже нагреть воду нажатием одной кнопки на электрочайнике не получится – электричества, конечно, нет, а дизель-генераторы далеко не всем по карману. Зато домашних дел хоть отбавляй – и летом, когда кругом тучи гнуса, и зимой, когда ресницы за долю секунды обрастают инеем так, что мешают даже ближнему обзору.
«Накормить большую семью (у меня пять девочек), прибраться, заняться выделкой шкур, шить одежду и обувь, ягоды успеть собрать. Все это в постоянном движении – оленье стадо не стоит на месте, с ним кочуют и оленеводы. Чуть легче стало, когда на смену чумам, которые женщины собирали и разбирали при каждой перекочевке, пришли балки – передвижные дома на полозьях», – вспоминает Большакова.
Как прокомментировал Григорий Дюкарев, председатель Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра, по трудозатратам труд оленеводов и чумработниц можно приравнять к труду металлурга и шахтера.
«Сам термин используется давным-давно – чумработница. В качестве профессии он не закреплен. Мы думаем, что более удачная формулировка – работница кочевого жилья. Потому что типов жилья у северных народов достаточно много. На Чукотке это яранги, у нас это чумы, у некоторых народов это балки. <…> Сейчас идет стандартизация профессий, мы предлагаем Министерству труда разработать этот профессиональный стандарт», – говорит Дюкарев.
Заготовки шкур оленей для бокарей. © Личный архив Марии Большаковой
Оленьи шкуры и камус (жестковолосная часть шкуры, снятой с нижней части ног животного, от колена до копыта) выделывали не только для жилья, но и на одежду и обувь, камусом традиционно подбивали и сейчас подбивают лыжи, чтобы не скользили. На каждый балок нужно выделать шесть оленьих шкур, для одной пары бокарей нужно выделать не менее 16 камусов, для унтаек – 10 штук.
«Работали круглый год, без отпуска и никогда без дела не сидели. Рабочий день с восьми утра до восьми вечера. В год выделывали примерно 15 шкур на одежду – парки, головные уборы, зимние галоши и чуни. Еще 70−80 камусов для бокарей, унтов, чижей, рукавиц», – вспоминает Мария Большакова.
Почти вся работа вручную – годы работы оставили на руках мастерицы безжалостные следы. Теперь, казалось бы, можно отдохнуть, но уходить на покой Мария не собирается.
Рецепт камуса
«Унты, или унтайки, – обувь из оленьих камусов – шкур с ног животного. Бокари – высокая, как болотные сапоги, обувь из камуса, верхними тесемками привязываются за пояс, нижними – обтягивают щиколотку», – рассказывает мастерица.
Ее дочь, учредитель семейной родовой общины КМНС «Ыйдына» Полина Широких, под чьим руководством был подготовлен проект, отмечает, что некоторые мастерицы вновь взялись за изготовление унтов и бокарей спустя 30−40 лет.
«Они с удовольствием вспоминают процесс и обучают молодежь. Честно говоря, я не думала, что будет большая заинтересованность со стороны молодых девушек, но все оказалось наоборот. Молодежь продолжает развивать наши традиции, с интересом занимаются, быстро обучаются», – подчеркивает Широких.
Почти все традиции северян связаны с оленеводческим хозяйством, с северными оленями. Тысячелетиями вокруг этого животного складывалась жизнь, быт и традиции северных народов. Олень – это пища, одежда, жилище, с его помощью люди кочевали на широчайших просторах Арктики.
Вот и сейчас у Марии на плите варится оленья печенка. После готовности ее измельчат и смажут полученной кашицей продукт. Нет, это не гастрономический рецепт. Это часть древней, как сама тундра, технологии выделки оленьих шкур – одной из тех, что используют долганские мастера.
«После химической обработки шкура на ощупь совсем другая – грубая, словно потерявшая тепло. Поэтому у нас используют печень, – рассказывает Широких. – Готовой печенью нужно смазать оленью шкуру и оставить в таком виде на несколько дней. Но это мы забегаем вперед. Прежде всего нужно добыть оленя».
«Нужен дикий олень – домашний слишком ценен, а от дикого камус теплее и мягче. Разделываем, сушим, потом выделываем скребком, снимаем мездру, обмазываем жиром – маслом для мягкости. Наконец, приходит время печенки, а когда ее счищаем, шкура становится мягкой и готовой для кройки», – говорит Большакова.
Выделка шкур в мастерской «Быхый». © Личный архив Марии Большаковой
Основные инструменты – как и в старые времена. Вот скребок для выделки шкур с длинной, сантиметров 40, деревянной ручкой. Им мастер удаляет остатки мяса и жира со шкуры в процессе мездрения. Также им можно растягивать камус, чтобы резать-кроить острым как бритва ножом.
Тонкостей много. Например, в дело не годится летний камус – он линяет. С более длинным ворсом – зимний – идет на мужскую обувь.
Секрет морозостойкости северной обуви в уникальном свойстве оленьего волоса. Это такая миниатюрная пористая трубочка, наполненная воздухом, – своего рода природный термос. По словам северных мастеров, подобная обувь может быть востребована и за пределами Крайнего Севера или даже нашей страны. Например, как сувенирная продукция. Так что у национальной долганской обуви есть еще и экспортный потенциал.
В ноябре община «Лунный свет» запустила еще один проект – «ХАТпромысел», который поддержала благотворительная программа «Мир Таймыра», учрежденная »Норникелем». Проект запустили, чтобы повышать интерес у молодых долган к своей культуре и национальным традициям.
В этом проекте задумка та же: старшее поколение научит молодежь основам традиционной зимней рыбалки (октябрь–ноябрь), добычи песца (декабрь–январь), охоты на куропаток (февраль–март), подледной рыбалки на удочку (апрель–май).
Таким образом, надеются здесь, получится создать в Хатанге единое сообщество промысловиков, объединенных общей целью – хранить и передавать свои традиции.
Источник: ТАСС
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!