- 9 ноября 2021
- 01:55
Фото: Марина Пешкова, Юлия Утышева и из личного архива Алексея Цыкарева
Филолог, исследователь, правозащитник, руководитель Международной молодежной ассоциации финно-угорских народов, координатор глобальной группы молодежи коренных народов, зампредседателя Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов – далеко не полный перечень регалий Алексея Цыкарева.
– Алексей, в какой момент Ваша жизнь повернула в сторону гражданского активизма? Что послужило этому причиной?
– В университетские годы я занимался журналистикой, участвовал в жизни факультета, на котором студенты изучали финский, вепсский и карельский языки. Я изучал финский язык и литературу и хотел стать переводчиком, но общаясь с однокурсниками из карельской группы, проникся вопросами сохранения и развития этого языка. По отцу я карел, корни нашей семьи на самом севере республики, на территории сегодняшнего национального парка «Паанаярви», а двоюродный брат бабушки посвятил свою жизнь общественной работе по поддержке карельского языка и культуры в соседней Финляндии. Я тоже решил поучаствовать в общественной работе и поэтому вступил в общественную организацию «Nuori Karjala» («Молодая Карелия»). Организация была создана в 1993 году как раз студентами и выпускниками моего факультета прибалтийско-финской филологии и культуры Петрозаводского государственного университета. Целью организации было сохранение языка и культуры карелов, вепсов и финнов. Мне понравилась эта работа, я стал погружаться в историю своего народа, узнавать о своих корнях, больше общаться с близкими и дальними родственниками по карельской линии. Со временем общественная жизнь стала увлекать всё больше, и захотелось выйти на новый уровень и внести значимый вклад в развитие своего народа.
Довольно быстро стало понятно, что организации, подобные нашей, есть в других регионах России и за границей, и что проблемы родственных финно-угорских народов похожи на те, что испытывают карелы и вепсы. События развивались быстро – в 2008 году стал делегатом от карелов на Всемирном конгрессе финно-угорских народов в Ханты-Мансийске, а уже в 2009 году представители сорока молодежных организаций финно-угорских народов доверили мне на два года руководство Молодежной ассоциаций финно-угорских народов. А еще через год, впервые посетив сессию Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов в Нью-Йорке, я понял, что финно-угры – часть большой семьи коренных народов мира.
В разных странах, на разных континентах коренные народы добиваются одних и тех же целей, и перед ними стоят те же самые проблемы: сохранение языка, культуры и традиционного образа жизни, обеспечение участия в принятии решений.
Включение в работу молодежной группы коренных народов в Нью-Йорке было интенсивным, а погружение в международную проблематику – стремительным. На сессиях Постоянного форума молодежь заседает с раннего утра, готовит совместные заявления, тщательно обсуждает и согласовывает различные подходы, стремясь к консенсусу. Расходились уже поздно вечером, поэтому на посещение Бродвейских мюзиклов времени категорически не хватало. Работа в молодежной группе была крайне интересной, динамичной и результативной – на форуме нас считали очень влиятельными, поскольку любое заявление молодежи всегда сопровождалось мощной кампанией по поддержке – все представители группы вставали за выступающим в знак солидарности – и большим интересом со стороны СМИ.
Конечно, и английский язык волей-неволей пришлось вспомнить, и в юридические тонкости погрузиться. Начинаешь больше разбираться и в законодательстве своей страны, в правоприменительной практике, и в международном праве. Я не юрист по образованию, а филолог, переводчик и преподаватель, но без знания юридических аспектов невозможно заниматься правозащитной деятельностью, так что эти нюансы тоже пришлось постигать и применять на практике. Позднее прошел стажировку по правам человека в РУДН, в офисах ООН в Москве и Женеве. В целом, можно сказать, что гражданский активизм стал моей профессиональной деятельностью.
– Чем движение коренных народов отличается от других направлений гражданского активизма?
– Движение коренных народов – одно из наиболее динамичных, прогрессивных и эффективных гражданских движений в мире. Высокий уровень сплоченности, солидарности, взаимодействия и разделения полномочий позволяют этому движению охватывать большое количество мировых площадок и заявлять о себе не только как об участнике разговора о глобальных проблемах современности, но и вносить вклад в решение этих проблем. Сегодня благодаря усилиям лидеров движения, стало невозможным игнорировать мнение коренных народов в решении вопросов, которые их затрагивают, начиная от устойчивого социально-экономического развития и заканчивая борьбой с изменением климата и загрязнением мирового океана пластиком, сохранением биологического и языкового разнообразия. Повторюсь, ни один из этих и многих других вопросов не может быть сегодня полноценно решен без учета голоса коренных народов, их деятельного участия, их традиционных знаний.
– Сейчас в экологической повестке часто рассматривают человека как часть экосистемы. При этом коренные народы гораздо теснее других связаны с экосистемой, поскольку они менее урбанизированы и гораздо меньше отошли от природы и её циклов, чем население планеты, живущее в других городах.
– Безусловно, тесная связь с природой, тесная связь со свой землёй, с территорией проживания своих предков – это и выделяет коренные народы на фоне другого населения планеты и дает им возможность использовать свои уникальные знания о природе, лекарственных свойствах растений, свою философию и понимание мира, чтобы, с одной стороны, адаптироваться к процессам, которые, к сожалению, происходят, а с другой стороны – предлагать решения этих проблем.
Скорее всего, мы не знаем и половины того, каким образом знания коренных народов могут позитивно сказаться на решении глобальных задач
К примеру, у коренных народов выработались определённые знания о природных явлениях, которые позволяют предсказывать приближение того или иного стихийного бедствия. Эта информация может быть задействована при диагностике природных катастроф и при планировании мер по минимизации их последствий. То же касается и проблемы изменения климата. Именно поэтому коренные народы должны быть не просто приглашены за стол переговоров, но и иметь право решающего голоса.
– Что, на Ваш взгляд, создаёт этноидентичность народов, чей образ жизни не связан с явно выраженными традиционными промыслами или таким традиционным образом жизни как кочевание?
– На этот вопрос хочется ответить вопросом: «А что значит «явно выраженный традиционный образ жизни?» За свою карьеру мне не раз пришлось столкнуться с суждением о том, что мой народ – карелы – не должен претендовать на статус коренного народа, поскольку мы, якобы, не сохранили свои традиционные промыслы. Во-первых, традиционные промыслы у карелов есть, и прежде всего это рыболовство, охота, собирательство, традиционные ремесла. Но даже если говорить об оленеводстве, которое чаще других имеется в виду, когда говорят о народах Севера, то и этот промысел у северных карелов бытовал вплоть до начала Великой отечественной войны. У меня есть данные, что мой прапрадед, который жил в деревне Вартиолампи (сейчас это территория национального парка Паанаярви) занимался оленеводством и был одними из самых зажиточных оленеводов севера Карелии. Утрата же этого промысла не является виной карельского народа, поскольку она была обусловлена стечением обстоятельств исторического характера: это и коллективизация, и начало войны, сопряженное с эвакуацией населения – очень много факторов, которые не позволили карелам сохранить данный промысел до наших дней.
Алексей Цыкарев на экспертном семинаре «Маркетинг ремесел: старые смыслы и новые подходы» в Петрозаводске
Ещё один пример: два очень малочисленных народа Ленинградской области – ижоры и водь. Не их вина в том, что они не могут заниматься рыболовством в том же объеме, как они это делали в прошлом. Ели мы посмотрим на карту расселения ижор и води, то увидим, что они находятся в близком соседстве с городской агломерацией Санкт-Петербурга, а также портовой инфраструктурой другими промышленными объектами. В этой ситуации занятия традиционными промыслами оказались затруднены, а само население в известной степени урбанизировано. Очень сложно противостоять историческим процессам – глобализации, урбанизации, цифровизации. Но при этом не стоит забывать, что сохранение этнической идентичности обусловлено далеко не только традиционной хозяйственной деятельностью – это комплексный вопрос, маркеров идентичности существует много. Это и язык, и культура, и тесная связь со своей землёй, духовные практики, церемонии, традиционные знания, – всё это и многое другое и создаёт идентичность коренных народов, формирует их коллективную историческую память.
Когда однажды с группой коллег из России я приехал в резервацию восточных чероки в штате Северная Каролина в США, они нас привели на место, откуда берет начало их народ, и со слезами на глазах рассказывали об очень трудной судьбе чероки, каким гонениям они подвергались, как им пришлось покинуть землю своих предков, рассказали о так называемой «Дороге слёз», то есть трагической истории переселения коренных народов со своих исторических земель на юго-востоке в на запад. Однако историческая родная земля и связанная с ней память народа настолько важны, что сейчас, спустя столетия, они за свои деньги выкупают эту землю, участок за участком, возвращая то, что так важно для их идентичности.
Мне запомнилась одна фраза, сказанная старейшиной чероки Томом: «Мы не наследуем землю у своих предков, мы берём её в аренду у наших потомков». Подобное сакральное и трепетное отношение к родной земле является мощным фактором идентичности у многих коренных народов мира.
– У меня есть знакомая девушка, она принадлежит к вепсам. И это всё, что она знает. Она не владеет языком, не знакома с культурой, никогда не видела обрядов. Она выросла в совершенно другой среде. Она вепс по крови. Она может причислять себя к этому народу?
– Сейчас в мире существует мощнейший запрос на то, чтобы выделяться. В мире глобализации мы все становимся одинаковыми. Носим одинаковую одежду, слушаем одинаковую музыку, живём в одинаковых жилищах. Что, как не национальная идентичность отличает одного человека от другого? Что, как не национальная идентичность даёт ощущение внутреннего стержня? Есть масса примеров, когда люди, выросшие в отрыве от национальной культуры, уже в зрелом возрасте погружаются в историю своего народа и обретают себя, найдя в национальной идентичности важную часть своей жизни. Национальная культура отличает тебя от других и даёт дополнительную духовную пищу для творчества, для созидания и личностного развития.
– Возможно ли сохранить этноидентичность в городской среде?
– Этот вопрос можно проиллюстрировать недавним решением Конституционного суда России, который как раз встал на сторону городских представителей коренных малочисленных народов, решив, что они должны иметь возможность и право заниматься традиционными промыслами и иметь доступ к соответствующим биологическим ресурсам, потому что это один из способов поддерживать связь со своей культурой, ощущать себя представителем того или иного коренного народа. Это решение правильное и в той части, что общины должны найти баланс при распределении этих ресурсов, чтобы не были ущемлены интересы тех представителей народа, для кого традиционные промыслы – определяющий фактор жизни и продовольственной безопасности.
– Необходимо ли создавать специальные условия коренным малочисленным народам для сохранения культуры и традиционного образа жизни или достаточно просто не мешать?
– Как мы уже говорили, сложно остановить глобальные процессы, процессы экономического развития и промышленного освоения. Без развития топливно-энергетического комплекса в той же Арктике на данном этапе исторического развития было бы очень сложно обеспечить благополучие не только самих жителей Севера, но и всех жителей страны. Это понимание есть и у самих коренных народов, они не возражают против развития, ведь и сами они могут пользоваться благами цивилизации, которые несет с собой развитая экономика. Но при этом важно задавать такие законодательные рамки, которые позволят сбалансировать деятельность промышленных компаний таким образом, чтобы она не ставила под угрозу образ жизни и само существование коренных народов.
Именно поэтому и создаются механизмы консультаций, компенсаций, механизмы свободного, предварительного и осознанного согласия, вовлечения коренных малочисленных народов в процесс принятия решений – эти механизмы имеют крайне важное значение. Если коренные народы участвуют в процессах принятия решений по промышленным проектам, имеют возможность влиять на них, если они допущены к распределению благ, тогда создаются условия для формирования долгосрочных доверительных взаимоотношений между коренными народами, государством и бизнесом, а этом в свою очередь позволяет создавать более устойчивую картину в плане промышленного развития.
Не будем забывать, что движение за права коренных народов достаточно молодое, не многим моложе движения в защиту прав человека в целом
Декларация ООН о правах коренных народов, которая считается квинтэссенцией в области международных стандартов в этой области, например, была принята Генассамблеей ООН лишь в 2007 году. А что делать с теми нарушениями прав человека, которые случились в прошлом и нанесли ущерб культуре, языкам и образу жизни коренных народов? Современное международное право позволяет в рамках так называемого «восстановительного правосудия» позволяет вводить систему мер, призванную восстановить ранее нарушенные права. Иначе этот процесс иногда называют «позитивная дискриминация», когда выделяются наиболее уязвимые категории группы населения, которые оказались позади других по тем или иным историческим причинам. По отношению к этим группам предлагаются специальные меры, учитывающие исторические моменты и особые условия климата и хозяйственной деятельности, и выравнивающие их положение по отношению к культурному большинству. Например, в нашей стране предусмотрен и ранний выход на пенсию для представителей коренных малочисленных народов, и приоритетный доступ к биологическим ресурсам и другие меры, позволяющие создать более благоприятные условия, чтобы коренные малочисленные народы могли нарастить свой потенциал и быть более самостоятельными и более сильными перед лицом тех вызовов современности, о которых мы говорили, в том числе и перед лицом вызовов, связанных с промышленным развитием. Благодаря этим мерам, коренные народ могут более эффективно позиционировать себя за столом переговоров и добиваться того, что им необходимо для устойчивого развития. Для этого государство и формирует законодательство, закрепляющее гарантии прав коренных народов.
На Восточном экономическом форуме во Владивостоке. Алексей Цыкарев модерирует дискуссию о многоязычии в киберпространстве и креативной экономике
– Вы говорили о том, что коренные народы необходимо вовлекать в принятие решений. Как Вы считаете, готовы ли коренные малочисленные народы взять на себя эту ответственность?
– Так можно поставить вопрос и о том, готово ли в целом население России, например, выбирать своих представителей в органы власти? И кто может решать, готовы ли люди или нет? Становится очевидно, что так мы никогда и не будем готовы, если нас не окунуть в этот процесс, если мы не набьём себе шишек и не наделаем ошибок на собственном опыте. Безусловно, эти процессы необходимо развивать. Ведь смотрите, компании в плане своего экономического благосостояния ушли далеко вперёд относительно общин коренных народов. Но так ли далеко они продвинулись в плане стандартов взаимодействия с коренными народами? Я не могу утверждать, что компании оказались более подготовленными к этому диалогу, нежели коренные народы. Вопрос готовности к взаимодействию и применению передовых стандартов – это вопрос не из области образованности, он скорее из области ценностей и готовности принять новую парадигму мышления.
К счастью, некоторые компании начали понимать необходимость взаимодействия с коренными народами, выстраивания долгосрочных доверительных отношений. И это понимание исключает те методы, которыми компании руководствовались раньше, к примеру, дать деньги лидерам общин и тем самым закрыть проблему. Сейчас это не считается передовой практикой, более того, такой подход делает и бизнес уязвимым, и не вносит вклад в устойчивое развитие сообществ коренных народов, и уж точно не является основой для доверительных отношений. Сейчас компании начинают понимать, что инвестиции в отношения с коренными народами, в их устойчивое развитие – это инвестиции в устойчивость бизнеса тоже.
Крепкие и стабильные сообщества коренных народов – это лучший вклад в репутацию и устойчивость предпринимательской деятельности на территориях проживания коренных народов. Есть масса исследований о том, что создание долгосрочных доверительных отношений и инвестиции в развитие общин обходится компаниям дешевле, чем конфликтность, нарушения прав коренных народов, репутационные потери и последующее расхлёбывание последствий и издержек. Есть множество примеров по всему миру, когда компании недооценили необходимость взаимодействия с коренными народами и поставили под угрозу доходность своего бизнеса. В целом нефинансовые риски для компаний в современном мире, где права человека имеют большое значение, многократно возросли.
Алексей Цыкарев выступает в качестве председателя Экспертного механизма ООН по правам коренных народов в штаб-квартире в Нью-Йорке на экспертном семинаре по языкам коренных народов
– Процедура получения СПОС – свободного, предварительного и осознанного согласия – впервые проводится в Арктической зоне России и впервые в России в полном соответствии с международными стандартами. Как Вы считаете, к каким последствиям должен привести этот прецедент, помимо разрешения ситуации с переселением жителей поселка Тухард?
– Прежде всего, хочется остановиться на уточнении понятий, поскольку информация о Тухарде начала уходить за пределы России и стала обсуждаемой темой на международных площадках, в том числе и в ООН. Когда на международных площадках говорят о переселении коренных народов, чаще всего имеется в виду вынужденное переселение по причине милитаризации или промышленного освоения земель, и чаще всего идет речь о существенных дистанциях, когда община может в реальности утратить связь со своей исторической родиной. Переселение на жителей Тухарда на Таймыре предлагается в пределах территории традиционного проживания коренного малочисленного народа – ненцев, в пределах границ поселения. Да, российское законодательство не позволяет жителям Тухарда проживать в пределах санитарно-защитной зоны промышленных объектов АО «Норильсктрансгаз», прежде всего по причине небезопасности такого соседства. Я своими глазами видел, как дети в Тухарде играют с опасными предметами среди конструкций и домов, находящихся в крайне неудовлетворительном состоянии. Однако сказать, что все предрешено, и получение СПОС – это фикция, значит грешить против истины. Во-первых, санитарно-защитная зона еще не установлена, и предлагаемая программа переселения жителей поселка не утверждена, а ее завершение предлагается только на 2026 год. Поэтому заблаговременность в случае Тухарда обеспечена. Во-вторых, выбор у людей есть: они могут сказать «нет» предлагаемой «Норникелем» программе переселения, если посчитают, что она не удовлетворяет необходимым стандартам и не решает их проблем. Более того, жители могут выбрать переселение не в новый поселок, а в другие населенные пункты Таймыра.
С другой стороны, ценность применения стандартов СПОС в Тухарде заключается в том, что может не только помочь людях обрести более комфортное жильё и более качественные условия жизни, но и улучшить экономические, социальные и экологические индикаторы жизни населения.
Например, одно из мест, которое предложили люди для переселения – Семеновская. Это совершенно другое место в отличие о того, что предлагала компания. Как только этот вариант стал звучать чаще и чаще от жителей, компания выделила вертолет, и мы слетали туда, посмотрели, что оно из себя представляет: очень красивое место рядом с рекой, но вокруг разбросаны контейнеры, остатки каких-то металлических конструкций. Жителям место нравятся, но есть опасения по поводу экологичности. Поэтому если строить посёлок там, то это вызовет необходимость экологических и геодезических экспертиз, работ по очистке этой территория, возможно, компании придётся задуматься об установке более эффективных очистных сооружений – и все эти меры улучшат экологическую обстановку территории.
Что касается экономических показателей – в поселке могут быть созданы условия для развития оленеводческого бизнеса, в том числе создание специальных цехов по разделке мяса оленей или мастерские для занятия ремеслом. Всё это может стать фактором развития собственного бизнеса.
Социальные факторы могут улучшиться за счет того, что люди получат хорошие по уровню комфорта дома, с соблюдением нормативов по метражу, с хорошим отоплением, водоснабжением и водоотведением, боле качественное здравоохранение и образование, качественное жизненное пространство, и в рамках процедуры СПОС они могут высказывать свою точку зрения и сами влиять на то, каким будет их посёлок.
С группой экспертов в Тухарде
Важный положительный эффект проведения процедуры СПОС – укрепление потенциала самого местного сообщества. В рамках процедуры СПОС люди организуют свой орган принятия решений, который от лица жителей будет взаимодействовать с представителями компании, и это, однозначно, укрепит местное самоуправление и внутреннее взаимодействие членов общины, повысит их уверенность в себе и их независимость. Если люди выберут программу переселения в новый поселок, это позволит сохранить традиционный образ жизни.
Можно много говорить о прогнозировании позитивных изменений, но все они будут возможны лишь в том случае, если ожидания жителей Тухарда и их рекомендации будут учтены в рамках процедуры СПОС.
Необходимо понимать, что СПОС – длительная процедура, которая не закончится подписанием соглашения. Скорее, это будет только начало. И коренные жители должны иметь возможность участвовать в процессе на каждом этапе и вернуть всех участников за стол переговоров в момент, если что-то, по их мнению, пойдет не так, и компания будет обязана следовать протоколу, который будет прописан заранее. Предстоит огромная работа – аналитическая, организационная, методическая и, конечно, правовая.
– Существуют ли какие-то риски у процедуры СПОС?
– Да, определенные риски существуют. Текущий проект в определенной степени имиджевый, о нем много говорят, и это одна из первых практик применения СПОС при переселении в нашей стране, к которой приковано всеобщее внимание. Есть риск слишком быстрого развития событий, если будет задана слишком высокая планка, и моментально появляется большое число интересантов, требующих проведения СПОС в той или иной точке страны. Количество запросов на процедуру может кратно вырасти и такой лавинообразный эффект может напугать как органы власти, так и промышленные компании, которые могут оказаться не готовы к быстрому развитию событий. У них, например, может попросту не хватить ресурсов, вскроются несовершенства политик по взаимодействию с коренными народами, нехватка методологий, экспертов и так далее. Может сформироваться новая реальность, в которой кто-то захочет играть по правилам СПОС, а кто-то будет эту практику отторгать или дискредитировать. И сейчас особенно важно дать понять, что СПОС – это процесс, которому можно и нужно учиться, что сейчас создается прецедент, который другие компании могут взять на вооружение, и на базе которого может быть создана типовая модель, отечественный стандарт по применению СПОС, хотя, конечно, нужно учитывать, что каждая ситуация будет в той или иной степени уникальной.
СПОС – это процесс, которому можно и нужно учиться
– Можно ли сказать, что процедура СПОС в Тухарде проходит под кодовым названием «Вызываю огонь на себя»? Ведь если что-то пойдёт не так, то это ударит по репутации России на поле прав коренных народов.
– Я отвечу так: в мире нет стран, у которых идеальная репутация в отношении прав коренных народов. На сегодняшний день все страны мира признают Декларацию Организации Объединённых наций о правах коренных народов как некий ориентир. И движение России по пути применения процедуры СПОС является движением в правильном направлении, которое согласуется с глобальным консенсусом по соблюдению прав коренных народов. В отличие от многих других стран в России существует подробное, довольно детализированное законодательство о правах коренных малочисленных народов, и это очень важно. Права коренных малочисленных народов в России защищены на высшем, Конституционном уровне. Да, необходимо признать, что правоприменительная практика в ряде аспектов не на должном уровне, и это тот путь, который нам нужно пройти вместе. И без самих коренных народов этот путь проделать невозможно. Процедура СПОС – одна из возможностей развития, она может применяться не только при переселении, но и во многих других случаях, когда затронуты интересы коренных народов.
Практика применения СПОС в мире только еще формируется. Есть продвинутые и негативные примеры. Например, нашумевшая история о строительстве трубопровода «Dakota Access Pipeline» в США, которая привела к колоссальным убыткам, порядка 12 миллиардов долларов для инвесторов, и к многочисленным акциям протеста коренных жителей. И наоборот, в тех же США в другом проекте по строительству трубопровода «Ruby Pipeline» компания заблаговременно сформировала взаимоотношения с коренными народами, выделила средства на экспертов и исследования, которые задокументировали все исторические и культурные особенности местности. На основе этих материалов коренные народы сделали запрос об изменении маршрута прокладки трубопровода, что и было сделано. Более того, были проведены работы по пересадке особо ценных растений, жители получили средства на обучение, приняли участие в строительстве и укрепили местное сообщество, а компания, масштабно вложившись во взаимодействие с общинами, ещё и сэкономила порядка 250 миллионов долларов.
– Много ли существует экспертов по проведению процедуры СПОС, обладающих необходимыми компетенциями?
– Поскольку практика СПОС только формируется, то и пул экспертов как у нас в стране, так и на международном уровне тоже на стадии формирования. Уверен, что чем больше будет востребована процедура СПОС в России, тем быстрее у нас появятся методики, стандарты, инструментарий и необходимое количество экспертов. И самое главное – новая парадигма мышления и взаимоотношений между компаниями, государством как регулятором, и коренными народами.
В нашей команде по процедуре СПОС в Тухарде есть как российские, так и международные эксперты. Например, Михаил Тодышев – известный в стране юрист, эксперт высокого уровня, который работал и в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, и в Совете Федерации, принимал участие в разработке многих законов и не понаслышке знаком с международным правом, поскольку участвовал в процессе подготовки Декларации о правах коренных народов, поэтому его опыт и авторитет в сообществе коренных народов очень важен для команды. Ранее он модерировал процедуру СПОС на Сахалине, а теперь успешно модерировал первый сход жителей в Тухарде.
С профессором Джеймсом Анайя
С нами согласились работать такие авторитетные эксперты как экс-специальный докладчик ООН по правам коренных народов профессор Джеймс Анайя и разработчик политики Всемирного банка по коренным народам доктор Навин Рай. Оба эксперта внесли колоссальный вклад в развитие международных стандартов, поэтому их экспертное мнение будет иметь крайне важное значение.
Наша работа проходит при содействии авторитетной в сообществе коренных народов межрегиональной общественной организации КМНСОЮЗ, филиалы которой есть в разных регионах страны, в том числе тех, где есть присутствие компании «Норникель». С радостью работаю с исполнительным директором организации Антониной Горбуновой, опытным и обладающим авторитетом в сообществах коренных народов юристом в сфере защиты прав коренных народов, имеющей бесценный опыт работы в том числе по этноэкспертизе. У Антонины свой прагматичный подход, который помогает выстраивать и направлять в нужное русло те дискуссии, которые ведутся в нашей экспертной группе, структурировать проблемы и предлагать их решение.
Необходимо понимать, что любой подобный проект всегда будет иметь международный резонанс по одной простой причине: права человека и права коренных народов в современном мире перестали быть внутренним делом государств – это проблематика международного уровня.
Опыт по применению международных стандартов в одной стране сразу становится международным опытом. В случае с Тухардом этот фактор, безусловно, учитывается. Процесс планируется провести открыто, с тем чтобы все игроки, в том числе и потенциальные критики могли увидеть, как всё происходит и принять участие в обсуждении. Мы нарабатываем практику, и нет сомнения, что этот проект если не войдёт в учебники по правоведению, то точно будет включен в исследования о том, как развивается СПОС в мире.
Всю актуальную информацию по процедуре СПОС в Тухарде можно узнать на официальном сайте КМНСОЮЗ, посвящённому СПОС.
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!