- 29 сентября 2021
- 19:49
Художественный руководитель шорского этно-фольклорного ансамбля «От Эне» Ирина Кискорова рассказала, как фольклорные ансамбли сохраняют народную музыку и почему этно-исполнители не покоряют мировые чарты.
Национальные музыкальные коллективы с успехом ездят на гастроли, собирают полные залы во дворцах культуры, записывают альбомы, снимают клипы. Тем не менее, сами фольклорные ансамбли сложно отнести к шоу-бизнесу, это скорее просветительские, а иногда даже научные проекты. Они выполняют уникальную задачу — сохраняют народную музыку, которой сотни лет. О том, как устроен современный фольклорный коллектив, рассказала «КМНСОЮЗ-NEWS» художественный руководитель шорского этно-фольклорного ансамбля «От Эне» Ирина Кискорова.
– Ирина, как вы начали заниматься шорской музыкой и как появился ансамбль «От Эне»?
– Шорская культура меня окружала с детства. Я росла в городе Мыски на юге Кемеровской области, это одна из территорий компактного проживания шорцев. Мои бабушка и дедушка говорили в основном на шорском, родители — преимущественно на русском. Шорский язык я прекрасно понимала, чувствовала, хоть и, признаюсь, говорила плохо. Я выучилась в музыкальном колледже, отделение русских народных инструментов класс домры и планировала поступать в консерваторию в Новосибирске, а потом мне неожиданно предложили в местной музыкальной школе открыть класс народных шорских инструментов. Это был интересный вызов для меня, и я согласилась.
Уже в процессе работы в школе возникла идея создать музыкальный шорский коллектив. Фактически мы прыгали в последний вагон поезда.
Шорской музыкой сейчас мало кто занимается, традиция уходит, нужно было как-то сохранить имеющиеся данные, записать народные песни. В ансамбле у нас были только девушки, и мы во время мозгового штурма решили назвать коллектив «От Эне», в шорской мифологии это имя духа матери огня.
За десять лет состав коллектива несколько раз менялся. Сейчас нас трое, помимо меня в состав ансамбля входят Ольга Шелтрекова и Светлана Ачолова, вначале они были моими ученицами, я несколько лет назад вела занятия в кружке по шорской музыке, сейчас мы — коллеги, работаем все вместе в Центре шорской культуры в Новокузнецке. Светлана Ачолова также руководит театром этнической моды «Элерган», а Ольга Шелтрекова — преподаватель шорского языка.
– За десять лет существования коллектива музыкальный стиль коллектива менялся?
– Да, определенные трансформации произошли. Мы начинали исключительно с традиционной музыки, с тех песен, которые исполняли в дни молодости наших бабушек и дедушек. Но последние два-три года мы стали создавать и композиции с современным звучанием, развивать шорскую музыку. Не секрет, что люди привыкают к той или иной музыке, к инструментам. Сейчас хорошо воспринимают танцевальные мелодии, биты, а живую традиционную музыку неподготовленному слушателю прочувствовать бывает сложнее.
Мы решили с помощью современных звуков привлечь внимание к шорской музыке как таковой. Но и традиционные композиции, мы, естественно, тоже продолжаем исполнять.
– Народные шорские песни сохранились в каких-нибудь источниках или вам приходится ездить за материалом в экспедиции?
– Материала немного, тот материал, который собрали фольклористы, мы используем. Самый большой пласт музыки так или иначе связан с шорским героическим эпосом.
– Какую роль играла музыка у шорцев? Развлекательную или же применялась в обрядах?
– Народные песни, наигрыши, безусловно, тоже были, но они появились относительно недавно. Самая же первая и главная задача музыки — обрядовая, поэтому к ней относились очень серьезно. Шорский героический эпос исполнять могли только специальные люди, их называли «кайчи», от слова «кай» – горловое пение. Кайчи-сказители ходили в тайгу вместе с охотниками и исполняли в лесу фрагменты эпоса, считалось, что это позволяет задобрить духов и гарантирует хорошую добычу. Последний кайчи ушел из жизни несколько лет назад…
– Сейчас участницы вашего ансамбля также практикуют шорское горловое пение.
– Да. И это не совсем по традиции. Кайчи были только мужчинами. Существовало мнение, что горловое пение не дает женщине выносить ребенка. У нас в ансамбле техникой «кай» владеют двое, мы занялись горловым пением уже после декрета, так что мне сложно сказать, правда это все или же прошедший через века стереотип. Но по моему мнению, горловое пение, наоборот, позитивно сказывается на самочувствии, увеличивая объем легких, заметила по себе: как стала практиковать «кай», горло стало болеть реже, дышать стало как-то свободнее.
– Горловое пение есть в традиции многих народов Сибири. В чем отличие шорской техники?
– У каждого народа, который практикует горловое пение, есть своя фишка, где-то очень высокие тона, где-то низкие. У нас главная особенность в том, что это очень низкое гортанное пение. Конечно, очень жаль, что мужчины-шорцы перестали петь. Объяснение этому простое, бытовое, у нас регион угледобывающий, мужчины массово заняты в промышленном секторе. Но своих сыновей мы учим технике «кай», очень важно, чтобы традиция не угасла.
– Вы выступаете в оригинальных костюмах, кто их придумывает? Сотрудничаете ли вы с этно-дизайнерами?
– Пока с профессиональными дизайнерами мы не работаем, но в будущем я не исключаю такую возможность. Костюмы мы придумываем сами, создаем эскизы, отдаем их профессиональным швеям. У нас два типа костюмов — для фольклорных композиций мы используем традиционные наряды, эскизы для них делаем на основании архивных данных. Также есть стилизованные костюмы, при их создании допустимо что-то менять, фантазировать. Шорские женщины традиционно использовали в одежде много меха, но выйти на сцену летом в шубе, конечно, сложно, поэтому в стилизованных нарядах мех стараемся применять вкраплениями.
Прически и макияж у нас на выступлениях современные. Женщины в старину обычно мудреных причесок не носили, обязательно покрывали голову: летом повязывали платок, зимой прятали волосы под шапкой. Косметики как таковой не было. Сейчас, конечно, выступать без сценического макияжа нельзя, но мы используем естественные цвета, без вычурности.
– По вашим оценкам, может ли ансамбль, который исполняет этническую музыку, быть коммерчески успешным?
– Да, конечно, главное здесь не потерять свое лицо, свою мелодику и самобытность. У нас есть положительный коммерческий опыт, он связан с развитием туризма в Кузбассе, особенно, на курорте Шерегеш. Путешественники стали проявлять большой интерес к культуре коренных народов Кемеровской области. Пару лет назад мы начали сотрудничать с турагентствами, устраивать небольшие выступления для тургрупп. Думаю, в этом направлении мы и будем развиваться.
Если же говорить про большую сцену, то, вряд ли это возможно для этнических коллективов. Да, в России есть примеры, когда какие-то ансамбли получали бешеную популярность, но это довольно кратковременное явление, как вспышка, коллективы быстро пропадают с большой сцены, уходят в свои локальные ниши. Я думаю, это естественно.
В разговорах о музыке критерием успеха часто выступают поп-коллективы. Но что такое популярная музыка по своей сути? Это нечто массовое, которое слушают абсолютно все. Однако есть направления более узкие, например, джаз. У них тоже очень много поклонников, но никогда джазовая музыка не будет столь массовой. Точно также, как и этно.
При этом коммерческий успех, безусловно, возможен, но вряд ли по числу проданных пластинок этно-коллективы приблизятся к поп-исполнителям. Одна из главных причин — этно-музыка не может трансформироваться под влиянием интересов публики.
– Это как?
– Поп-коллектив может играть то, что нравится его слушателям, менять направление или, наоборот, эксплуатировать одну и ту же идею в зависимости от спроса. В этно так не получится. Наша главная задача — сохранить музыкальное наследие наших предков. Это очень серьезная миссия, ведь музыка — это душа народа. Поэтому, да, мы можем добавлять какое-то современное звучание, но трансформировать главную идею мы не можем и не будем. Этно-музыка в первую очередь имеет не развлекательную, а просветительскую функцию.
Наша главная задача – сохранить музыкальное наследие наших предков.
Мы, кстати, в последние годы развиваем именно эту идею, в частности, проводим занятия в детских садах, рассказываем о шорской культуре и исполняем наши композиции. Мне кажется, это очень правильный формат, нашим юным слушателям нравится.
Также мы активно сотрудничаем с теле- и кинокомпаниями. Сейчас снимается много документальных фильмов о Сибири и о Кузбассе, к нам часто обращаются с просьбой разрешить использовать наши композиции для звукового ряда. Это тоже не развлекательный контент, а скорее образовательный.
– Тем не менее, сейчас видеохостинги и соцсети позволяют заявить о себе в том числе и самобытным музыкантам. Используете ли вы эти инструменты?
– Безусловно. У нас есть группы в соцсетях, канал на Youtube, недавно мы зашли в TikTok. Это, кстати, очень перспективная площадка, я выложила ролик длительностью буквально несколько секунд и получила колоссальный отклик. Так что мы, конечно, будем развивать наше присутствие в сети.
– Как обстоят дела с гастролями? Получается ли выезжать?
– Из-за пандемии мы надолго ушли в онлайн, сейчас постепенно гастроли возобновляются, в основном пока ездим по соседним городам, недавно также были в Москве на выставке-ярмарке «Сокровища Севера», выступали в конкурсной программе.
Выезжать на гастроли нам помогают Министерство культуры и национальной политики Кузбасса, а также Ассоциация шорского народа «Шория». Без поддержки этно-коллективу сложно куда-то выехать или реализовать какой-то масштабный проект.
Живое выступление никакие технологии заменить не могут.
– Какие у вас планы на ближайшие месяцы?
– В следующем году, к юбилею, мы собираемся выпустить новый альбом. Он будет вторым в дискографии коллектива. Первая пластинка под названием «Голос Тайги» была выпущена в 2015 году. Часть треков уже записана, мы продолжаем работать в студии.
Конечно, очень хочется, чтобы пандемия наконец отступила, и мы вернулись к обычной работе. За эти полтора года мы, безусловно, привыкли к онлайн-формату, трансляции концертов имеют свои плюсы, например, нас, не выходя из дома, смогли послушать зрители из разных уголков страны, но живое выступление никакие технологии заменить не могут.
Справка «КМНСОЮЗ-NEWS»
Название коллектива: «От Эне»
Регион: Кемеровская область, г. Новокузнецк
Художественный руководитель: Ирина Кискорова
Состав: Ирина Кискорова, Ольга Шелтрекова, Светлана Ачолова
Используемые инструменты: қай-қомус (деревянный, двухструнный инструмент), тебир қомус (железный, язычковый инструмент), тӱӱр (бубен).
Читайте также:
Подпишитесь на дайджест новостей
Не пропустите важные события!